ПОМОГИТЕ НАЙТИ ПРИЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ:
Пискарёвское мемориальное кладбище - всемирно известный мемориал, поэтому каждая памятная дата, связанная с блокадой Ленинграда и Великой Отечественной войной, сопровождается публикациями в прессе. Немного истории: Пискарёвское мемориальное кладбище - самое большое захоронение жертв Второй мировой войны. Оно внесено в Книгу рекордов Гиннесса по количеству захороненных: на территории в 28 гектаров - 186 братских могил, в которых покоятся 490.000 мирных жителей и воинов Ленинградского фронта.
Одним из дискуссионных вопросов является история создания статуи Матери-Родины. Её автор - известный скульптор Вера Васильевна Исаева (ещё одна её работа - памятник М. Горькому на Каменноостровскому проспекте). Возможно ли отождествление этой скульптуры с каким-либо конкретным человеком? Ведь прообраз - это реальное лицо, чья история послужила толчком или идеей создания художественного произведения.
Уже в 2945 году был проведён конкурс на проект памятника на Пискарёвском кладбище. Победительно конкурса - архитекторы Е.А. Левинсон и А.В. Васильева - пригласили скульптора В. Исаеву для работы над монументом. В поисках наибольшей выразительности монумента Исаева выполнила бесконечное количество эскизов, скульптурных этюдов и рисунков натуры, решая и разрабатывая композицию в целом и каждую деталь в отдельности.
Ведущим монументом в решении образа Матери-Родины были жизненные наблюдения самого художника, выстоявшего вмести со всеми ленинградцами 900 дней блокады. В поисках лаконичности силуэта и большей выразительности образа скульптуры Исаева и Таурит бесконечно варьировали детали одежды.
В окончательном варианте одежда Матери - родины, облегающая её стройное тело и ниспадающая до земли, едва открывая ступни ног, отличатся строгостью и благородством линий и силуэта, спокойный и сдержанный ритмом складок, что отвечает общему торжественно-траурному строю, которому подчинено решение всего памятника в целом.
В процессе работы над монументом (а то, что это будет шестиметровая фигура на шестиметровом пьедестале, стало ясно именно в процессе работы) Исаева долго и упорно искала соответствующее общему замыслу решение лица статуи, определявшего с наибольшей выразительностью характер Матери-Родины.
Мать-Родина не имела конкретного прообраза. Используя свой многолетний опыт художника, Исаева создавала собирательный обобщённый образ.
Бесчисленные скульптурные этюды и рисунки, выполненные со многих натурщиц, были лишь вспомогательным материалом в этой работе. Сохранившиеся фотографии с некоторых моделей монумента позволяют видеть, как менялся в процессе творческих поисков облик Матери-Родины, характер и выражение её лица, ни в коей мере не повторявшие натурные этюды.