Объясните значение слова лазурь . (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком) .
Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.
Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. Когда такое небо бывает в природе? – В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день. Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? – Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца. Какие строки из стихотворения А. Пушкина вам вспоминаются?
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.
-Рассмотрите берёзы, как они расположены? - На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.
- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? – тёплый, уже пригревает солнышко
- Какими бы тонами изобразил художник стужу? – белыми, серыми, синими тонами.
Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.
И. Э. Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске) : “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.
- Какие слова помогают увидеть февральский день? Изображено ли всё это на картине? А как выглядит берёза на переднем плане? – она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток. А на заднем плане, какие берёзы? – там одна старая берёза и много молодых. Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? – красивый, морозный узор на окне, кружево. А почему именно берёзу выбрал художник? – символ русской зимы.
Чтение стихотворения С. Есенина “Белая берёза под моим окном... ” (Читает ученик) С. Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.
6. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения . Орфографическая работа.
- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения .
День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.
7. Составление плана.
1. И. Э. Грабарь – певец русской природы.
2. Описание картины
3. Впечатление, произведённое картиной.
8. Пример сочинения ученицы 3-го класса.
И. Э. Грабарь – певец русской природы, пейзажист. С раннего детства художник любил рисовать.
Передо мной картина под названием “ Февральская лазурь ”. День – морозный, ясный, солнечный. На небе ни одного облачка. Небо – голубое, лазурное, чистое, высокое. Воздух – свежий, прозрачный. А снег такой белый, пушистый, что глаза ослепляет.
Вот берёза. Она такая стройная, кудрявая, белоствольная, красивая и прекрасная! Она стоит, как фонтан, и его брызги застыли в воздухе. А вот её подружки: молоденькие берёзки. Все эти берёзки улыбаются солнышку.
Когда смотрю я на эту картину, то у меня поёт душа!