В)Москва
В
15 веке Византия исчезает. Не есть ли падение Константинополя кара за
провалившееся предательство во Флоренции? Не является ли переход короны
«василевса» к князю российских земель небесным благословением законного
наследника православного царства, царя всех христиан? Иван III
вступает в брак с племянницей последнего василевса и передает Москве
герб святой Руси: двуглавый орел покидает берега Босфора и простирает
свои крылья над степями необъятной России. Сердце национальной жизни
бьется именно в Церкви, она осознает свое новое достоинство, вдохновляет
народ, и тот в предельном усилии сбрасывает языческое иго и навсегда
изгоняет татарские орды. Устами монаха Филофея народное сознание
перемещает духовный центр мира в Москву; в то время как два Рима (Рим и
Константинополь) пали, третий – Москва – стоит, а четвертому не бывать.[3]
Это отрицание «четвертого» определенно обозначает у Филофея
эсхатологическую перспективу: Москва знаменует наступление последних
времен. В Константинополе падает крест с храма святой Софии, Московский
храм наследует титул «соборного», и из того же духовного принципа
исходит истинное значение вселенского титула «царь». В 1557 году Иван
Грозный утвержден Востоком в этом достоинстве. А в 1589 г.
Константинопольский патриарх Иеремия возводит митрополита Иова в сан
патриарха Московского и всея Руси.[4]