«Мильон терзаний» (статья И. А. Гончарова)
1)Комедия «Горе от ума» держится каким-то
особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более
крепкой живучестью от других произведений слова.
2)«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло
невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего
появления и всё живет своей нетленной жизнью, переживет и еще много
эпох и всё не утратит своей жизненности.
3)В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего,
лишнего штриха и звука, зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в
нашу эпоху, среди живых людей.
4) Как картина современных нравов комедия «Горе от ума» была отчасти анахронизмом.
5) Соль, эпиграмма, сатира, этот разговорный стих, кажется, никогда не
умрут, как и сам рассыпанный в них острый и едкий, живой русский ум,
который Грибоедов заключил, как волшебник духа какого-нибудь, в свой
замок, и он рассыпается там злобным смехом.
6) Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов.
7) Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему
вовсе в уме. Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и
весь «ум».
8) «Мильон терзаний» — и «горе» — вот что Чацкий получил за все, что
успел посеять. До сих пор он был непобедим: ум его беспощадно поражал
больные места врагов.
9) Между тем ему досталось выпить до дна горькую чашу — не найдя ни в
ком «сочувствия живого» уехать, увозя с собой только «мильон терзаний».
10) Литература не выбьется из магического круга, начертанного
Грибоедовым, как только художник коснется борьбы понятий, смены
поколений.