Софья, невеста Милона, воспитанная под влиянием Стародума, предстает перед намм как умная девушка, пытающаяся разобраться в сложных человеческих отношениях. Софья охотно слушает все наставления своего дяди; она понимает свое превосходство над средой Скотининых и Простаковых, и это сказывается в легком юморе ее реплик, когда она рассказывает Милону, что Простакова хочет женить своего сына на ней.
Учитель обобщает сказанное: молодое поколение передовых дворян, окужающее Стародума, по своим политическим убеждениям, моральным принципам, по культуре резко отличается от мира Скотининых и Простаковых. Мысли положительных героев комедии «Недоросль» поднимались до идейного уровня передовой русской публицистики 60-80-х годов. Взгляды Стародума на жизнь и его убеждения в известной мере отражали взгляды и убеждения самого Фонвизина. Это говорит об идейной близости «Недоросля» с «Рассуждением о непременных государственных законах» . Резкая критика крепостного права, фаворитизма, деспотизма, пропаганда патриотических идей, вера в просвещение - все это идейно роднит между собой два произведения Фонвизина, различных по жанру.
Можно отметить близость и лексического материала комедии с языком публицистических документов 60-80-х гг. ; так, в выступлениях крестьянских депутатов в Комиссии по составлению нового Уложения, наряду с элементами живой речи, обильно была представлена социально-политическая лексика: «государство» , «гражданин» , «закон» ; слова «помещик» , «дворянин» , «крестьянин» , часто встречающиеся в разговорном языке, на заседании Комиссии приобретали новую окраску. «Общественное благосостояние» , «польза гражданина» , «должность крестьянина» - все эти и им подобные выражения наполнялись политическим содержанием.