Реформы Петра I в области государственного управления (первая четверть ХVIII века).Реформы первой четверти XVIII века неотделимы от личности Петра I, который принадлежит к числу выдающихся исторических деятелей.В жизни государств внешние войны и внутренние реформы обыкновенно не совмещаются, как условия, взаимно противодействующие. При Петре I война являлась обстановкой реформы, даже более - имела орга-ническую связь с его преобразовательной деятельностью, вызвала и направ-ляла ее. Но и при нем сказывалось это неестественное соединение взаимно противодействующих сил: война оставалась тормозом реформы, а реформа затягивала войну, вызывая глухое народное противодействие и открытые мятежи, мешавшие собрать народные силы для окончательного удара врагу.Ученые много спорили о том, была ли реформа достаточно подготовлена и шла навстречу сознанным нуждам народа, или Петр навязал ее народу как нежданный и насильственный акт своей самовластной воли. Подготовлялось преобразование вообще, а не реформа Петра. Это преобразование при мирном ходе дел могло растянуться на много поколений. Впоследствии крестьянская реформа подготавливалась же целое столетие.Петр Великий придавал огромное значение реформе государственного аппарата. В основе этой реформы лежали широко распространенные в Европе идеи государственного строительства. Кратко суть их такова: поскольку государство есть творение не бога, а человеческое, сам человек может его усовершенствовать, превратить в идеальный инструмент преобразования общества.Реформа госаппарата началась в конце 1717 г. Все управление государства сосредоточивалось в руках 9 коллегий, которые были сформированы в соответствии с их функциями. Это был отход от средневековой системы управления, когда были смешаны территориальное и функциональное управление, разнобой в обязанностях чиновников. Теперь вводилась специализация коллегий и четкое разделение функций. Так были созданы Коллегия чужестранных дел; Камер-коллегия (ведавшая казенными сборами); Юстиц-коллегия; Ревизион-коллегия (ведущая счет государ-ственных приходов и расходов) и т. д.В 1721 г. была образована Духовная коллегия-Синод. Постоянно сталкиваясь со знаменитой "московской волокитой" в приказах, Петр ввел для эффективности работы госаппарата детальную регламентацию деятельности всех учреждений и чиновников, описывающую подробно всю работу, режим, делопроизводство. Регламенты, как замысливал их Петр, отнюдь не были просто инструкциями. Он стремился перенести военные принципы на сферу гражданской жизни, госуправления. За нарушение регламента чиновники наказывались так же, как военные за нарушение устава.Реформа центрального управления проводилась параллельно с реформой высшего управления. Высшим правительственным учреждением являлся Сенат, учрежденный в 1711 г. Сенат занимал ключевое положение в Петровской государственной системе. Он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, а самое главное, коллегиями. Четко был расписан регламент работы Сенат а. Итак, вместо Боярской Думы, стал Сенат. Боярская дума имела аристократический состав, состояла преимущественно из людей знатного, боярского рода, занимавших высшие правительственные должности, притом она привыкла действовать под непосредственным руководством государя.