Рима.
Римская культура представляет заключительное звено древней истории Средиземноморья. Она продолжает культурные традиции этрусков, греков и других покоренных Римом народов. «Вечный Рим» прошел огромный путь от маленькой крестьянской общины на р.Тибр до огром-ной мировой державы, владеющей всем миром. С возникновением Римского государства антич-ные центры культуры были уже не отдельными островками цивилизации, а связанными между собой компактными образованиями, определявшими ход и основные тенденции исторического развития.
Греческая.
Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой, поскольку так называли свою страну сами греки. Наивысшего подъема и расцвета древнегреческая культура достигла в V-IV вв. до н.э., став исключительным, неповторимым и во многом не превзойденным феноменом в истории мировой культуры.Расцвет культуры Древней Эллады оказался столь удивительным, что до сих пор вызывает глубокое восхищение и дает основание говорить о настоящей загадке «греческого чуда».Суть этого чуда состоит прежде всего в том, что только греческому народу почти одновременно и практически во всех областях культуры удалось достичь невиданных высот. Никакой другой народ — ни до, ни после — не смог сделать ничего подобного.Давая столь высокую оценку достижениям эллинов, следует уточнить, что многое они позаимствовали у египтян и вавилонян, чему способствовав греческие города Малой Азии — Милет, Эфес, Галикарнас, служившие своеобразными окнами, открытыми на Восток. Однако все позаимствованное они использовали скорее как исходный материал, доводя его до классических форм и подлинного совершенства.И если греки были не первыми, то они были лучшими, причем в такой степени, что по многим параметрам и сегодня остаются таковыми. Второе уточнение касается того, что в области экономики и материального производства успехи эллинов, возможно, не были столь впечатляющими. Однако и здесь они не только не уступали некоторым своим современникам, но и превосходили их, о чем свидетельствуют победы в Персидских войнах, где они действовали не столько числом, сколько умением и умом. Правда, в военном отношении Афины — колыбель демократии — уступали Спарте, где весь образ жизни был военным. Что касается других областей общественной жизни и особенно духовной культуры, то во всем этом греки не знали себе равных.Эллада стала родиной всех современных форм государства и правления, и прежде всего — республики и демократии, наивысший расцвет которых пришелся на годы правления Перикла (443-429 до н.э.). В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда - физический и умственный, первый из которых считался недостойным человека и был уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным свободного человека.Хотя города-государства существовали и в других древних цивилизациях, именно у греков такой тип организации общества, принявший форму полиса, с наибольшей силой проявил все свои преимущества. Греки удачно соединили государственную и частную форму собственности, коллективный и индивидуальный интерес. Точно так же они соединили аристократию с республикой, распространив ценности аристократической этики - принцип состязательности, стремление быть первым и лучшим, добиваясь этого в открытой и честной борьбе, — на всех граждан полиса.Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она пронизывала все ее сферы, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена, когда в праздничных представлениях участвовало несколько авторов, выносивших на суд зрителей свои пьесы, из которых затем выбиралась лучшая.