Основные направления
германской внешней политики: дальнейшее развитие ЕС, углубление
интеграции не только в экономической, но и во внутри- и
внешнеполитической сферах, а также формирование общей внешней политики и
политики безопасности; преобразование институциональной структуры ЕС
для повышения эффективности Союза в условиях глобализации и расширения
ЕС на восток; обеспечение эффективной интеграции в ЕС новых членов;
укрепление общеевропейского сотрудничества в рамках ОБСЕ; дальнейшее
развитие НАТО и трансатлантического сотрудничества, недопущение
напряжённости и конфликтов внутри организации при обнаружении
разногласий; усиление роли международных организаций, прежде всего ООН, и
более активное участие Германии в их деятельности; укрепление и
уважение прав человека во всем мире; расширение партнёрских отношений со
странами–соседями ЕС – регионами Средиземноморья, Ближнего Востока и
СНГ; обеспечение устойчивого развития в мире, предупреждение
возникновения глобальных катастроф.
Центральными остаются задачи разоружения, контроля за вооружениями и нераспространение оружия массового поражения.
Германия
является членом НАТО и одним из ближайших союзников США. Трагические
события 11 сентября в США заставили руководство ФРГ в значительной
степени пересмотреть основные принципы своей внешней и оборонной
политики. Об этих переменах объявил в октябре 2001 г. канцлер Герхард
Шрёдер, выступая перед депутатами бундестага. «Принятие международной
ответственности при одновременном стремлении избежать непосредственно
связанных с этим рисков не может и не должно оставаться лейтмотивом
германской внешней и оборонной политики, – подчеркнул Шрёдер. – Мы,
немцы, стоим в первом ряду в деле последовательного обеспечения мира на
планете». Изоляция от участия в важнейших международных процессах
становится для Германии достоянием истории. Внешняя политика Германии
постепенно приобретает глобальный характер.
На современном этапе
новая германская оборонная и внешняя политика, в частности, предполагает
большую степень независимости правительства в вопросах развития
двусторонних и многосторонних отношений, участия бундесвера в операциях
за пределами Европы.
По решению правительства, которое,
несмотря на сопротивление со стороны многочисленных пацифистских
организаций, было утверждено парламентом в октябре 2001 г.; около 4 тыс.
военнослужащих ФРГ вошли в возглавляемую США антитеррористическую
коалицию для ведения и обеспечения боевых действий на территории
Афганистана. Конституция ФРГ длительное время запрещала использование
вооруженных сил страны в международных конфликтах. Это положение было
изменено в 1994 г., когда германские войска с миротворческими целями
были посланы в Боснию и Герцеговину.
С другой стороны,
летом 2002 г. правительство Германии весьма категорично высказалось
против войны США с Ираком и, тем более, против участия Германии в этой
войне.
Среди стран ЕС Германия является наиболее последовательным
сторонником расширения этой влиятельной организации за счет стран
Центральной и Восточной Европы. Именно Германия проявляет наибольшую
заинтересованность в сохранении политической стабильности в странах,
расположенных на востоке от ее границ, так как именно в этот регион
направляется 53% ее экспорта. На рубеже веков интенсивно создаются
совместные предприятия с Польшей, Венгрией, Чехией, другими странами.
Хотя в самой Германии в последнее время раздается все больше голосов
против такой политики правительства, которая, по мнению многих экспертов
и рядовых граждан, приведет к резкому увеличению финансовой нагрузки на
экономику страны.
Большое внимание уделяется в Германии развитию
отношений с Россией. Германия проявляет большой интерес к импорту
российского природного газа и нефти, участию германского капитала в их
разработке и транспортировке. Значительно расширилось сотрудничество
между крупнейшими компаниями двух стран «Газпромом» и «Рургазом».
В
последние годы расширилось экономическое сотрудничество Германии с
Китаем, Индией, где создаются германские торговые представительства и
многочисленные совместные предприятия. В эти страны интенсивно проникает
германский капитал. Германию особенно интересуют японские, тайванские,
южнокорейские разработки новейших технологий.
Особенно
активизировались в последнее время отношения с Турцией. Как известно, в
Германии постоянно расширяется турецкая диаспора, а Берлин стал самым
большим после Стамбула и Анкары «турецким» городом. Турциястановится
важнейшим внешнеэкономическим партнером Германии и своеобразными
«воротами» на Ближний и Средний Восток. Товарооборот с этой страной в
2001 г. составил уже 2% от суммарного показателя Германии во внешней
торговле.