Развивалась она, прежде всего, как вокальная музыка. Истоки ее в
народной русской песне. В
народной песне отражалась вся жизнь народа (труд, быт, вера и т.д.). Из
самых древних песен известны колыбельные, календарные песни (языческие
песни,
связанные со временем года – весенние песни и др.). У них узкий
диапазон.
9-12 века – время Киевской Руси. В 988 году Русь приняла христианство. Оно пришло из
Византии. Образовалось 3 основных очага музыкальной культуры:
1) Народная песня. В народной песне есть связь с язычеством. Из
народа выделялись талантливые люди –
скоморохи. Они веселил народ, исполняя не только музыкальные номера, но и
цирковые. Они подвергались гонению со стороны церкви. Церковь не
одобряла
инструментальную музыку. Она признавала только вокально-духовную музыку.
2) Княжеский двор. Здесь центральной фигурой был певец-сказитель,
который сочинял и пел нараспев песни и
былины о ратных подвигах князя и его дружины. Аккомпанировал он себе на
гуслях. При дворе использовали и другие инструменты – домру, рожки,
гудок (струнный
инструмент, имеющий 3 струны и смычок).
3) Церковь. Это – самый важный очаг. Развивалась письменность,
иконопись. Появился “знаменный распев” (11-17
вв.). Это – молитвы-песнопения, которые исполнял мужской хор унисон. По
характеру – суровые напевы, имеющие плавную мелодию и узкий диапазон.
Записывались эти распевы знаменами (знаками), некоторые из которых –
крюки. Они не означали точной высоты, а только направление мелодии
(вверх или вниз). Эти
распевы сочиняли монахи-распевщики. Самые известные из них – Федор
Крестьянин (одно из наиболее известных произведений – “Стихира”), Савва
Рогов. Тексты
сначала переводились с византийского. В 16 веке знаменные распевы писал
сам Иван IV (грозный). В дальнейшем знаменный распев стал одним из
источников
русской музыкальной классики (Рахманинов, Мусоргский и др.).
В 12-15 веках выделялось Новгородское княжество. Здесь музыкальное
искусство несколько
отличалось. Народ жил хорошо. Расцветало скоморошество (здесь оно не
подвергалось гонению церкви). Слагались былины, но в них прославляли не
подвиги
князя, а ловкость, смекалку.
Конец 14-го – 16 вв. – время Московской Руси. В это время правили
Иван Калита, Дмитрий
Донской, Иван Грозный (16 век), который объединил Русь и взял у татар
Казань. О взятии Казани складывали песни и былины. При дворе Ивана IV
музыка получила
большое развитие. Из-за границы он привез орган, клавикорды, создал “Хор
государственных певчих дьяк”. Это – время расцвета знаменного пения.
Богослужения отличались
пышностью. В это же время появилось первое русское многоголосие
(знаменный распев – одноголосие). Стало появляться строчное пение –
основной голос и
голоса ниже и выше от основного голоса. Дьяк Иван Шайдуров ввел новую
запись – “киноварные пометы”, в которых уже фиксировалась высота звука.
Запись стала
более совершенной.
В 17 веке знаменный распев исчез. 1613 г. – начало династии Романовых
(Михаил).
Складывается русская нация. Возникают народные бунты. Вся эта жизнь
отразилась и в народных песнях – песни-вольницы, сатирические песни.
Возник новый жанр –
лирическая народная песня (лирическая протяжная). Это, прежде всего,
песни о тяжелой женской доле (медленные, выразительные, страдальческие).
Один из ярких
примеров этого жанра – песня “Лучинушка”.
Развивалось русское многоголосие. Во многом это связано с тем, что к
России присоединилась
Украина, в которой сказывалось влияние польской католической музыки
(хоральное пение). Развивалось “партесное пение” – пение по партиям.
Высший жанр
партесного пения – духовный хоровой концерт. Это – грандиозное хоровое
произведение для многих голосов (аккордовое мышление). Обязательно
должны были
отсутствовать инструменты. Партесные концерты писал Василий Титов
(написал концерт в честь полтавской победы – 12 голосов), Николай
Бавыкин.
В 17 веке возникли и новые светские жанры – канты и псалмы (отличие
состояло только в
тексте). В кантах – светский текст, а в псалмах – духовный текст. Эти
жанры имеют свои особенности – 3 голоса, в которых 2 верхних голоса
параллельны, а
бас – гармоническая основа. Канты были сильно распространены в 18 веке –
в эпоху Петра I. Тогда появились панегирические канты (хвалебные) в
честь побед
Петра I. Они имели кварто-квинтовые интонации и были энергичные. Форма в
них куплетная. Канты повлияли в дальнейшем на русскую музыку: Глинка –
заключительный хор “Ивана Сусанина” (“Славься”) – 3 голоса, склад канта
(имеет черты гимна и марша); так же это проявляется в финале симфонии
Глазунова.