Стихотворение «Ангел» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1831 г.,
когда поэту было всего шестнадцать лет. Оно было навеяно воспоминаниями о
колыбельной песне, которую поэт в раннем детстве слышал от матери, рано ушедшей из жизни. Стихотворение
состоит из четырех четверостиший (шестнадцать строк), каждое из которых
представляет собой одно предложение, по смыслу самостоятельное, но в то
же время связанное с другими предложениями по принципу подобия или
контраста. Это выражается и графически, в пунктуации: в конце второй
строки в каждой части стоит точка с запятой, а в конце четвертой —
точка. Первые два четверостишия — это описание «неба полуночи» и песни,
которую поет ангел. Лермонтов употребляет эпитеты тихая, святая, характеризуя слово песня.
Контрастное противопоставление мира небесного (звуков небес, песни
ангела) всему земному возникает в сознании читателя в конце второго
четверостишия: хвала его непритворна была. Слово непритворна появляется так неожиданно, звучит таким диссонансом
по отношению к мелодии, которая возникла под влиянием песни ангела, что
читатель как бы спотыкается о него. Этот диссонанс создается не только
лексическим значением слова, но и его звуковым обликом: в нем дважды
встречается звук [р], который противопоставлен мелодичному, музыкальному
звуку [л], повторяющемуся в стихотворении более 20 раз (а звук[р] —
всего 5 раз, из них дважды — в слове
непритворна). В третьем и четвертом четверостишии идет речь не только о
небе, но и о земле. Мир земли противопоставлен образу неба как мир
печали и слез. Лермонтов выражает свое отношение к нему словами скучные
песни земли. Поэт не случайно выбирает выразительный глагол томилась,
говоря о душе, принесенной ангелом на землю. Этим словом он также
передает свое отношение к миру земному: он и сам томился среди
«бездушьем стянутых масок». Стихотворение удивительно мелодично.
Музыкальность, гармония подчеркиваются порядком слов: стихотворение
состоит из двусоставных предложений с прямым порядком расположения
главных членов в трех первых частях, который можно изобразить схемой [—
=]. И только для последнего четверостишия использован обратный порядок:
[= -]. Особую музыкальность придают этому стихотворению не только ритм,
рифмы, порядок слов, но и отбор слов, в которых повторяется согласный
[л]. Возможно, не случайно и то, что звук [р] встречается всего 5 раз
(непритворна, безгрешных, райских для мира). И появление слов с этим
звуком создает диссонанс, переносит читателя «с небес на землю». Наряду
со стилистически нейтральными словами Лермонтов употребляет слова
поэтические, высокие: внимать, небеса, кущи райских садов, младая,
хвала. Эти слова придают стихотворению и музыкальность, и приподнятость,
торжественность. Слова-антонимы небо и земля занимают в стихотворении
особое место, усиливая противопоставление контрастных образов земли и
неба (со слова небо стихотворение начинается, а словом земля оно
заканчивается).
Отметим также употребление многосоюзия в первой строфе (И месяц, и
звезды, и. тучи) — стилистической фигуры, состоящей в намеренном
повторении одного и того же союза в предложении, благодаря чему
подчеркивается роль каждого однородного члена предложения, создается
единство перечисления, усиливается выразительность речи. В
заключение заметим, что это лермонтовское произведение
было любимым стихотворением Б. Л. Пастернака, поэта, чутко
воспринимавшего мир звуков, у которого тоже «слово музыкой звучало…».