В 1767 году Вольтер создает повесть “Простак”. Здесь впервые в философской прозе он переносит действие из экзотических стран во Францию. Человек, который способен “воспринимать все предметы в неискаженном виде, гурон по воспитанию, француз по рождению оказывается в среде французского дворянства и духовенства XVIII столетия, где властвуют беззаконие, шпионаж, доносы, религиозные преследования, коррупция королевской администрации.
Проводя Простака через круги ада, которые именуются цивилизованными отношениями, Вольтер с помощью всех оттенков комического подвергает критике политику, религию, брак, науку. Главнейшие черты главного героя – здравый смысл и откровенность. Простак делает поступки, которые приемлемы с точки зрения природы, но противоречат морали французского общества, представители которого считают его довольно странным и даже опасным. Чем глубже Простак знакомится с французской действительностью, тем драматичней становится его конфликт с ней. Постепенно он понимает, что даже Библию, источник мудрости и добра, используют как оправдание вранья, лицемерия, фарисейства, религиозных конфликтов. Чистая душа Простака опирается фальши человеческих отношений, тогда как другие и не замечают ее.
Непосредственно выказав свое отношение к гугенотам, он попадает по доносу шпиона в тюрьму, из которой его спасает ценой своей чести любимая. Простак получает образование и культурные манеры, но это уже другой человек. Он вынужден примириться со злом ценой больших потерь: гибнет волшебная Сент-Ив, жертвуя честью ради спасения возлюбленного, мудрый Гордон находит теплый городок в мути несправедливого мира, сам Простак тоже устраивается согласно своим способностям и родословной.
Вольтер последовательно развивает главную идею Просветительства — идею “естественного человека, доказывая, что такому человеку нет места в обществе, до края обезображенного “законом условным”.