В названии каждой схемы отражена последовательность её выполнения. Так, при выполнении схем, в названии которых впереди стоит слово звуко-…, работа начинается с изображения количества звуков, а в составлении схем, названия которых начинаются словом слого-…, первичным является обозначение слога и далее – по названию схемы.

При обучении детей построению схем целесообразно одновременно знакомить их и с соответствующими названиями, показывая тем самым, что в нём содержится план действий. Названия могут изменяться в зависимости от предполагаемой последовательности действий.
Например, звуко-букво-слоговая схема слова моржиха строится следующим образом:
чертим звуковую схему слова;
находим гласные и обозначаем их красным цветом;
обозначаем заданные звуки буквами;
делим слово на слоги.
Построение букво-звуко-слоговой схемы осуществляется в том случае, когда слово записывается буквами, а на месте незнакомых детям звуков, орфограмм или звуков, заданных учителем, дети изображают кружок или точку.
Слого-звуко-буквенная схема строится в другой последовательности:
чертим слоговую схему;
обозначаем количество звуков в каждом слоге;
находим гласные звуки и обозначаем их красным цветом;
обозначаем буквами заданные звуки