Э. Григ - первый норвежский композитор, творчество которого вышло
за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры.
Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт, Лирические пьесы" и романсы
являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческое созревание
композитора проходило в обстановке бурного расцвета духовной жизни
Норвегии, усилившегося интереса к ее историческому прошлому, фольклору,
культурному наследию. Это время принесло целое "созвездие" талантливых,
национально самобытных художников - А. Тидеман в живописи, Г. Ибсен, Б.
Бьёрнсон, Г. Вергеланд и О. Винье в литературе. "За последние двадцать
лет Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может
похвалиться ни одна страна, кроме России", - писал в 1890 г. Ф. Энгельс.
..."Норвежцы создают гораздо больше, чем другие, и накладывают свою
печать также и на литературу других народов, и не в последнюю очередь на
немецкую". Григ родился в Бергене, где его отец занимал пост
британского консула. Мать, одаренная пианистка, направляла музыкальные
занятия Эдварда, она привила ему любовь к Моцарту. Последовав совету
знаменитого норвежского скрипача У. Булля, Григ в 1858 г. поступил в
Лейпцигскую консерваторию. Хотя система преподавания не во всем
удовлетворяла юношу, тяготевшего к романтической музыке Р. Шумана, Ф.
Шопена и Р. Вагнера, годы учения не прошли бесследно: он приобщился к
европейской культуре, расширил музыкальный кругозор, овладел
профессиональной техникой. В консерватории Григ нашел чутких
наставников, уважительно относившихся к его дарованию (К. Рейнеке по
композиции, Э. Венцель и И. Мошелес по фортепиано,
М. Гауптман по теории). С 1863 г. Григ живет в Копенгагене,
совершенствуя композиторское мастерство под руководством известного
датского композитора Н. Гаде. Вместе со своим другом, композитором Р.
Нурдроком Григ создал в Копенгагене музыкальное общество "Евтерпа",
целью которого было распространение и пропаганда творчества молодых
скандинавских композиторов. В путешествиях по Норвегии с Буллем Григ
учился лучше понимать и чувствовать национальный фольклор. Романтически мятежная фортепианная Соната ми минор, Первая скрипичная соната, "Юморески" для фортепиано - таковы многообещающие итоги раннего периода творчества композитора.