Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.
Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания стала самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Прообразом скульптуры была Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года [1] (по другим сведениям, Валентина Изотова [2]). Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже [3] и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. * Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура — статуя в мире. [4] Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров) . На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.
* На скульптуре «Родина-мать зовет! » на табличке фамилия скульптора написана, как Вучетичев, чем вызвана данная оплошность до сегодняшнего дня не ясно. (По-видимому, это фамилия и инициалы скульптора: "Вучетич Е. В. "