Нантский эдикт. – Судьба Нантского эдикта.
Наконец, обе стороны пришли к известному соглашению, и в 1598 г. был
издан Нантский эдикт, почти целое столетие после этого (1598–1685)
регулировавший положение французских кальвинистов. Он разрешил свободное
отправление протестантского богослужения в дворянских замках (числом
около 3500) с прежними ограничениями и в двух городах каждого
сенешальства или бальяжа, равно как во всех городах и деревнях, где оно
уже установилось раньше (до 1597 г.). Правительство брало, далее, на
казенный счет содержание кальвинистического духовенства и школ. За
протестантами признавались все те же права, что и за католиками: из-за
веры, например, родители не могли лишать детей наследства, насилуя тем
их совесть. В каждом парламенте учреждалась особая смешанная палата
(chambre mipartie, chambre de l'édit) для рассмотрения спорных дел. Кальвинисты
допускались к занятию всех должностей. Им разрешалось созывать
религиозные собрания (консистории, синоды) и даже допускать на них
иностранных единоверцев, но последние не могли появляться на
политических собраниях, равным образом разрешавшихся кальвинистам.
Двести крепостей и укрепленных замков, бывших в их руках, временно (на 8
лет, потом еще на 4 года) оставлялись в их распоряжении, как «places de
surête», и король обязывался содержать на свой счет их гарнизоны и
ставить во главе их только кальвинистов, пока не будут найдены другие
средства для обеспечения свободы вероисповедания протестантов. По
Нантскому эдикту во Франции законным образом установлялась полная
равноправность католиков и протестантов – впервые в ту пору, когда в
католических государствах преследовали протестантов, а в протестантских –
католиков, но эта религиозная свобода имела чисто сословный оттенок не
только в согласии с социальным строем самого государства, но и с
сословным характером французской реформации. Эта свобода вводилась
властью абсолютного монарха в стране, в населении которой господствовала
нетерпимость. Большая часть парламентов долго отказывалась вносить в
свои реестры Нантский эдикт. Население Парижа так‑таки и не допустило
протестантского храма в стенах своего города. В целых бальяжах и во
множестве городов протестанты подвергли бы себя большой опасности, если
бы только вздумали публично отправлять свое богослужение. Терпимость
французского государства к гугенотам сохранилась даже тогда, когда они в
двадцатых годах следующего столетия, при министре, бывшем в то же время
католическим кардиналом (Ришелье),
дважды восставали против правительства, обращались даже к английской
помощи и были побеждены. Правда, они были лишены своей республиканской
организации, своих политических собраний, своих крепостей; но так
называемый «эдикт милости» (édit de grâce, 1629 г.) тем не менее
оставлял за ними их религиозные права и их равноправность с католиками в
том размере, в каком их установлял Нантский эдикт. И это делал высокий
сановник католической церкви относительно побежденных протестантов в том
самом году, когда в Германии свирепствовала религиозная война, и
католическая реакция одерживала полную победу. После двадцатых годов
XVII в. гугеноты были уже совершенно мирными гражданами, и мало-помалу
знатные фамилии, составлявшие прежде силу протестантизма, стали
переходить в католицизм, так что реформированная религия сделалась
религией мелких дворян и горожан, одним словом, «мещанской верой». Лишь
внук Генриха IV (Людовик XIV) начал стеснять права своих реформированных подданных (1665), а потом и совсем уничтожил Нантский эдикт
(1685), через 87 лет после его издания, спустя 56 лет после его
вторичного подтверждения. В данном случае торжествовала не только
католическая реакция, отнюдь не желавшая признавать во Франции
существования протестантов, торжествовал и политический принцип: cujus
regio, ejus religio. Веротерпимость установлялась во Франции абсолютною
властью, видевшею, однако, в утверждавшейся ею свободе веры не
естественное право личности, а дарование королевской милости (édit de
grâce): потому‑то власть и считала себя в праве взять назад эту милость
при общем сочувствии подданных – и это после того, как тридцатилетняя
война заставила Германию отказаться от этого права государей над
совестью подданных (по вестфальскому миру 1648 г.), а в Англии
индепендентское движение положило начало свободе совести на более
прочной основе, чем согласие государства, т. е. на учении о том, что
государство вообще не должно и не может