Роль церкви в
Византии тоже была несколько иной по сравнению с Западом. Фактически
церковь до XII в. была устранена от участия в делах государства. Это
объяснялось тем, что служителям Восточной (православной) церкви было
запрещено сочетать мирскую и церковную деятельность. Кроме того, в
экономическом отношении Восточная (православная) церковь была гораздо
менее могущественна, чем Западная (католическая). На ее долю приходилось
не более 10% земельного фонда империи, в то время как у католиков -
около 35 %. Обязательный налог в пользу церкви - «десятина» был введен
только с X в. Императоры могли смещать патриарха, как любого чиновника.
Бывали случаи, когда патриархов ссылали и даже казнили. Императоры
выбирали патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковью.Однако
Византия оказалась гораздо более устойчивой, чем западная часть Римской
империи, просуществовав как государственное образование целое
тысячелетие. Это произошло, в частности, потому, что восточная часть
Римской империи многократно превосходила западную часть по численности
городов. Константинополь, Александрия, Фивы, Коринф, Фессалоники,
Дамаск, Бейрут, Смирна, Эфес и др. были крупными экономическими и
культурными центрами. Такая экономико-культурная (но не политическая)
децентрализация вела к сбалансированному развитию государства, когда
периферия развивалась не хуже, чем центр. Оживленная торговля с Азией не
только никогда не прерывалась, несмотря на все исторические перипетии,
но, наоборот, оживлялась. Особенный подъем внешнеторговых отношений
начался с III в., когда возникла персидская держава Сасанидов.
Константинополь превратился в «золотой мост» в межконтинентальной
торговле, охватывавшей территории от Испании до Китая.