Автор использует прием
антитезы-противопоставления. Рисует прекрасную осеннюю природу, восхищаясь ее
красотой, чтобы читатель еще ярче мог прочувствовать страшные безобразия,
которые творятся в человеческой жизни (голод, смерть-как норма жизни ). А в природе
все прекрасно:ясные тихие дни, покой и простор, все хорошо, что контрастирует с реальными картинами Топот и скрежет зубов;
Тень
набежала на стекла морозные…
Что
там? Толпа мертвецов!Труд этот, Ваня, был
страшно громаден —
Не по
плечу одному!
В мире
есть царь: этот царь беспощаден,
Голод
названье ему.Мы надрывались под
зноем, под холодом,
С
вечно согнутой спиной,
Жили в
землянках, боролися с голодом,
Мерзли
и мокли, болели цингой.
Автор пытается не
только нарисовать ужасные картины повседневной жизни , но и пробудить читателя,
воззвав к его совести.Некрасов симпатизирует простому народу:
Эту привычку к труду
благородную
Нам бы
не худо с тобой перенять…
Благослови
же работу народную
И
научись мужика уважать.
Автор глубоко верит в
силу духа русского народа, в его хорошее завтра, в широкуя ясную дорогу , которая
ведет его туда :
Вынес достаточно
русский народ,
Вынес
и эту дорогу железную —
Вынесет
все, что господь ни пошлет!
Вынесет
все – и широкую, ясную
Грудью
дорогу проложит себе.
3 часть
произведения-спор генерала(отца Вани) и поэта.
Генерал,напротив,
настроен скептически и называет простой народ– «варвары», «дикое скопище пьяниц» Спор о
строителях железной дороги-это спор о роли народа в нашей истории