Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения.Учись у них-у дуба, у Березы. Кругом...

0 голосов
23 просмотров

Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения.Учись у них-у дуба, у Березы.
Кругом зима.Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаясь кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последнии листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат:молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
(Афанасий Афанасьевич Фет)
План-анализ.
В стихотворение...(автор, название) рассказывается о...
В стихотворении царит...(настроение)
Настроение меняется в течении всего стихотворения:от... К...
Стихотворение можно разделить на...(части) потому что...
Короткие(длинные) строки подчёркивают...
В стихотворении мы слышим звуки...(поэт хочет запечатлеть словами)
Для ТОго чтобы передать... (настроение автор использует) (указать средства выразительности)
Стихотворение вызывает у меня чувство...


Литература (86 баллов) | 23 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

Стихи его полны добра и любви, терпе¬ния и гордости, радости и печали, твердости духа и веры в лучшее, всего того, что выпадает на человеческий век, когда «мгновенье длится, словно
век, и век проходит, как мгновенье» (Н. Шанский) . Стихами поразитель¬но простыми и прозрачными по своему языковому обличию, наглядно и ярко свидетельствующими, насколько «великим, могучим, правдивым» является наш чудесный русский язык.
Фетовские миниатюры никогда не кончаются смысловым многоточием. Они точны и афористичны. «Небрежный» и дерзкий стих Фета до мозга костей бережно и тщательно обдуман и смиренно выточен. Среди самых запоминающихся фетовских стихотворений особо выделяется своей выразительностью и красотой, мудростью и верой стихотворение-миниатюра «Учись у них - у дуба, у березы» .
Жизненная позиция поэта в стихотворении- Горячий призыв, не ссылаясь и не жалуясь на трудности и неудачи, сомнения и горести, даже «во дни тягостных раздумий о судьбах.. . родины» , не впадать «в отчаяние при виде всего, что совершается дома» (Тургенев)
Страстная просьба, которая звучит - Поэтический обет самого поэта и страстная просьба к читате¬лю выстоять, вытерпеть («Они стоят, молчат; молчи и ты!» )
Глаголы в повелительном наклонении ( учись (у них) и молчи ( и ты) , обрамляющих эту часть миниатюры, на первый взгляд, звучат как прямой и непреложный приказ (и еще раз себе самому, и всем другим, кто хочет быть настоящим человеком) . Однако на самом деле это всего лишь добрый совет и горячая просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо ве¬рить: «Но верь весне») : лихолетье и безвременье — что бы ни было — сме¬нятся ясными днями созидания и твор¬чества, так же, как жестокая зимняя пора — живительным теплом весны.
Композиционное построение- Двенадцать составляю¬щих строк связаны в единое целое страстным призывом выстоять и стерпеть настоящее во имя лучшего будущего (с развернутой моти¬вировкой его справедливости) и твер¬дой верой в то, что, как всякое буду¬щее, оно обязательно будет.
По своей структуре миниатюра распадается на две неравные, противопоставленные друг другу части; две строфы приказа выстоять и, не жалуясь, вытерпеть жестокую пору жизни, как это делают наши младшие зеленые братья, с одной стороны, и одна заключительная строфа призыва верить в лучшее: возрожде¬ние, тепло и свет, ясные дни новых открытий и свершений, — с другой.
В первой части используются глаголы прошедшего и настоящего времени. В первой части — перед нами настоящее, то, что есть, либо как ре¬зультат прошлого действия (застыли слезы, треснула.. . кора) , либо как еще протекающее действие или наличное со¬стояние (Кругом зима, Жестокая пора, Все злей метель, рвет, хватает, стоят, молчат) . Отсюда и соответствующие глагольные формы настоящего и про¬шедшего времени: в первом четверо¬стишии — с двумя номинативными предложениями, за которыми следуют две формы прошедшего времени; во втором — с одним номинативным пред¬ложением, за которым следуют четыре глагольные формы настоящего времени.
Во второй части стихотворения перед нами уже будущее, то, что, по твердому убеждению поэта, настанет. Отсюда и соответствующие глагольные формы будущего времени промчится
переболит.
Глагол используется в разных формах Как яркое средство воздействия
В первой строке «Учись у них — у дуба, у березы» . Повторяется звук – у.
Он подчеркивает эту строку как опорную для композиции всей миниатюры.
Автор использует Устаревшие падежные формы: листы, жизнию. Слова разговорной речи: треснула кора, застыли слезы, все злей, хватает за сердце, лютый холод, дыша теплом, сердито рвет, промчится, пере¬болит, ясные дни, душа и т. д
Перед нами не «связных слов преднамеренный лепет» (Фет) , а вы¬лившийся в словах «трепет» души, любящей и прославляющей жизнь во всех ее проявлениях


(44 баллов)