ПОМОГИТЕ РАЗДЕЛИТЬ НА ОБЗАЦЫ
«Евгений Онегин» — первый реалистический роман в истории русской литературы. Давая характеристику романа, В. Г. Белинский отмечал, что «в «Евгении Онегине» воплотилась душа поэта».
Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нём выражены возвышенные идеалы самого Пушкина. Начиная с III главы, Татьяна, наряду с Онегиным, становится основным действующим лицом событий.
Автор рассказывает о её детстве, об окружающей её природе, о её воспитании. Её жизнь в деревню, в Москве и Петербурге, письмо к Онегину, «чудный сон», мечты и поступки — всё привлекает внимание автора.
Татьяна росла и воспитывалась в деревне. Атмосфера русских обычаев и народных традиций была благоприятной почвой, на которой выросла и окрепла любовь дворянской девушки к народу. Она очень близка со своей няней, которая очень напоминает нам няню Пушкина, Арину Родионовну. «Русская душою», по характеристике поэта, Татьяна любит «мглу крещенских вечеров», верит в «преданья простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны». Татьяна думает о «поселянах», помогает бедным. Всё это привлекает в Татьяне самого автора.
Мечтательную и впечатлительную девушку увлекают романы Ричардсона и Руссо. Чтение книг пробуждает мысль Татьяны, книги открывают перед ней незнакомый и богатый мир, развивают её воображение. Она отличалась от местных барышень глубиной своих мыслей, чувств и поэтому была чужда им. «Я здесь одна, никто меня не понимает», - пишет она Онегину. Но, несмотря на увлечение иностранной литературой, Татьяна, в отличие от Онегина и Ленского, всегда была связана со всем русским, родным. В ней нет жеманности, лукавого кокетства, сентиментальной чувственнотсти героинь книг. Она полна искренности и чистоты в своих чувствах. Её привлекает неординарность Евгения. Все герои прочитанных романов «в единый облик облеклись, В одном Евгении слились». Она проявляет смелость, нарушая традиционные правила для девушек, и первая признаётся в любви в письме к Онегину:
Свою жизнь она хочет строить не по правилам, принятым в помещичьей среде. Она мечтает иметь рядом человека, которому можно довериться, который поймёт её и оценит. Такого человека, ей показалось, она нашла в Евгении Онегине. Она полюбила его «не шутя», серьёзно, на всю жизнь. Её трогательное письмо к нему дышит глубоким чувством и нравственной глубиной. Она живет прежде всего своим чутким сердцем. Татьяна переживает трагедию: Онегин отклонил любовь «деревенской девочки». Но Татьяна продолжает его любить. Она посещает дом Онегина, читает книги, пометки в них, пытаясь понять его.
Через три года они встретились. Она вращается в высшем свете, жена заслуженного человека. Но Татьяна остаётся прежней, милой сердцу автора девочкой. Презрение к пошлости света, к роскоши окружающей жизни, к мелочности интересов звучат в её словах:
«Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад.
За наше бедное жилище».
Именно её суждения об умственном убожестве, ограниченности интересов дворянского общества полностью совпадают с авторскими оценками. Пушкин смотрит на дворянскую Москву глазами Татьяны, разделяет её мнение о «пустоте» света, «где не видно перемены» и «всё на старый образец».
В сцене последнего свидания с Онегиным раскрываются её высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность. Да, она по-прежнему любит Онегина, но цельная её натура, воспитанная на традициях народной нравственности, не позволяет ей строить своё счастье на горе другого человека. В её борьбе чувств и долга побеждает долг:
«Но я другому отдана,
Я буду век ему верна».
Судьба Татьяны трагична не менее, чем судьба Онегина. Но трагедия её иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Онегина, превратила его в «умную ненужность», по определению Герцена. Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания.
В лирических отступлениях Пушкин признаётся, что Татьяна — это его идеал русской женщины, что в ней он выразил своё отношение к светской и деревенской жизни. В ней, по мнению поэта, гармонически сочетаются лучшие качества русского характера.