о 2-м тысячелетии до нашей эры в Великом поясе степей Евразии началась эра кочевников-скотоводов, которые играли в мировой истории особую роль. Это – гунны, скифы, саки, древние тюрки, кипчаки... С древних времен они были связующим звеном между народами, стимулируя воздействие и взаимообогащение культур. Они создали материальную культуру, приспособленную к постоянным передвижениям. Их культура отличается большим своеобразием. Кочевой образ жизни кочевников-скотоводов наложил неизгладимый отпечаток на все стороны их материальной и духовной культуры. Они создали музыкальную культуру, приспособленную к постоянным передвижениям и отличающуюся большим своеобразием. Традиционная культура и музыка кочевников-казахов является ярким примером вышесказанному. Она отличается особым многобразием музыкального инструментария, но, к сожалению, этот богатый инструментарий к ХХ веку сохранился не в полном объеме.1 И это актуализирует проблему реконструкции забытых инструментов, возвращение их к полноценной жизни со всем комплексом связанных с ним проблем, главнейшая из которых востановление не только материальной части, собственной инструмента, но и нематериальной – звучащей на нем музыки. Среди таких инструментов – шертер.2Возвращение к жизни забытых инструментов невозможно вне сохранения типичных сторон устройства, опоры на традиционные виды материалов3, воспроизведения тембра звучания и воссоздание особенностей игры. Отсюда, наиболее эффективной эта работа видится в контакте мастеров с музыкантами-исполнителями. Определенный положительный опыт подобного сотрудничества был достигнут автором настоящей статьи с мастером Нурланом Абрахмановым4 в реконструкции шертера.5 На протяжении нескольких лет были апробированы несколько видов шертера. Они отличались внешним видом (формой, размером), использованием различных материалов (породы деревьев, шкуры животных, капроновые или нейлоновые струны), толщиной мембраны и струн и т.д., а отсюда и звуко-тембром. Так, к примеру, практика показала, с увеличением ширины корпуса инструмента звук становится более сильным и объемным, а тембр богаче. Чрезвычайно важны параметры деки: если кожаная мембрана толстая, грубоватая, то звук более закрытый, приглушенный, слабоватый, но мягкий, а если она тонкая, то звук будет резким, острым, но сильным, открытым. Правильностью подбора толщины кожи достигается необходимое для инструмента (сольного или ансамблевого) качество звука. От толщины струн зависит высота звука, чем они толще, тем ниже их высота и наоборот; разным тембром и силой звука обладают струны, изготовленные из разных материалов6: волосяные струны обладают приглушенным, мягким звуком, близким звуку кыл-кобыза, металлические – сильным, резонирующим, объемным, "гитарным" звуком, нейлоновые же сильным, фиксировано-точным, но более мягким, чем у металлических.Отсюда наблюдается прямая зависимость между функциональными параметрами инструмента (сольное исполнительство, оркестровый, ансамблевый инструменты) и параметрами в его изготовлении (выбор материала, размеры деталей, технология изготовления). Так, наиболее предпочтительными материалами для оркестрового (массового) шертера являются клен, орех, баранья и козлиная шкуры, нейлоновые струны (три разные по толщине). Шертер как трехструнный инструмент еще напоминает трехструнную восточную домбру. Поэтому, по сравнению с восстановленным шертером Б. Сарыбаева в 1969 году, по форме шертер немножко изменился и со временем для ансамблей мастера начали делать шертеры граненные, трапециевидные, по форме близкие к восточной домбре.я ансамблевой или оркестровой игры инструменты (шертеры) должны быть одинаковыми по размеру, яркими, сильными и богатыми по звучанию. Все части современных инструментов изготовливались из отдельных дощечек и склеивались. Чтобы строй инструмента был более устойчивым, половина деки была сделана из дерева. Струны подбирались из струн арф, жильные и навязывались жильные ладки. У современных шертеров шейки немножко удлиненные, корпус широкий, обьемный, струны капроновые или нейлоновые. Звуки шертера стали более звучными, сильными, а строй устойчивым и чистым. Сольный же инструмент – более вариабелен, искусен. Для него обычно брали древесину клёна, ели, карагача. Корпус традиционного шертера был чаще всего овальный, выдолбленный из цельного куска дерева, варьировался в пределах: длина корпуса 74-76 см, ширина 12-14 см, глубина 6-8 см.7 Дека могла полностью закрывать корпус, или же только нижнюю его часть, что влияло на характер звука: с частично покрытой декой – более сильный и объемный, с полностью покрытой декой – достигается самое сильное звучание, звук уплотненный, более богатый по тембру. Для деки брали кожу коров, верблюдов, баранов, коз.8 Но баранья кожа бывает слабее, чем остальные (струны из бараньих кишок тоже слабые). Струны делались из пучка конских волос (в пределах от 30 до 60 см).