Концепции о создании и воспитании идеального человека характерны для
многих эпох и социально-философских учений, причем в зависимости от
времени и содержания эпохи менялся и идеал. Советская власть хотела построить новое общество, а для этого необходимы образованные люди.
Для ускоренного роста
промышленности и сельского хозяйства требовались грамотные ресурсы
рабочих и других трудящихся. А их в стране не хватало. Поэтому так
необходимо было решить проблему ликвидации неграмотности в короткие
сроки. Задача оказалась настолько сложной и трудновыполнимой, что
обучение пришлось проводить выборочно.
Экономика не может
основываться на рабском труде незаинтересованных безграмотных
работников. Эффективность в этом случае крайне низкая. Только
образованный человек с широким кругозором может стать полноценным
строителем новой индустриальной жизни. Его сознанием уже нельзя так
просто манипулировать. Начинать войны, проводить необдуманные реформы.