В стихотворении «Листья» Тютчев анализ духовных движений соединяет с картиной увядающей природы. Композиция основана на параллелизм: сопоставляется внешний мир (пейзаж) и внутренняя сфера человеческих устремлиньУ первой строфе стихотворения перед нами предстает картина неподвижных, как бы застывших в вечном покое хвойных вечнозеленых деревьев. Во второй строфе, в противовес зимней недвижимости, появляется зарисовка яркого короткого лета. Поэт использует прием олицетворения: речь идет от имени листья на лиственных деревцах. Третья строфа представляет осеннюю пору медленного остывания и угасание природы. Четвертая строфа проникнута страстной мольбой: листья просят ветер сорвать и взять их с собой, чтобы избежать увядания и смерти.Идея лирического произведенияОсенний пейзаж, когда можно наблюдать кружат на ветру листья, поэт превращает в эмоциональный монолог, пронизанный философской идеей о том, что медленное незримое тления, разрушение, гибель без выдвижного и дерзкого взлета неприемлема, ужасная, глубоко трагична. Посмотрим, с помощью каких художественных средств поэт это делает.