Тропинин один из крупнейших портретистов XIX столетия. Он
создавал не только портреты знатных вельмож, но и простых людей. В 1820
году центром культурной жизни является город. Появляются новые
средства передвижения: поезда, омнибусы и вместе с этим появляются
новые социальные прослойки общества — ремесленники, слуги, прачки,
торговый люд, который живет в городских домах или в нанятых городских
квартирах.
Тропинин активно занимался изучением нового социального положения
человека. Художник прославился как внимательный психолог-портретист. На
знаменитых картинах «Мальчик со свирелью», «Мальчик с жалейкой» мы
видим изображения детей. Их лица — это отражение очень сложных судеб. В
то же время Тропинин пишет и портрет своего сына. Интерес к людям и их
жизням запечатлен на полотнах великого мастера. Всю свою жизнь он
изображает людей разного достатка, с разного рода занятиями:
ремесленников, прачек, швей. Его картины так и называются «Слуга»,
«Старый солдат», «Прачка». Так создается определенный тип:
общечеловеческий и ясный.
Портрет
«Кружевница» создан Тропининым в пору расцвета его мастерства. Мотив
женщины за рукоделием был широко популярен в Западной Европе того
времени. Он отражал тепло и уют домашнего очага, дворянской усадьбы и
патриархальной добропорядочной семьи. Художник совершенно по-другому
подходит к этой проблеме. В то время были известны случаи, когда
взрослые дочери и сыновья уходили из дома, селились в городе и жили
своим трудом.
Жизнь таких
молодых людей была очень трудной и порой заканчивалась трагически. К
знаменитому мотиву кружевницы Тропинин обращается для того, чтобы
отразить новые процессы, которые происходят в обществе. Его трудящаяся
девушка мило улыбается с полотна, и мы видим, что она свободна и
счастлива в своем выборе.
На переднем плане картины изображен столик со станом и коклюшками. На
столике лежит рукоделие. Тропинин точен в передаче деталей
профессиональных предметов труда. Четко прописаны ножницы, кружева,
которые вяжет девушка. Она сама одета в простое голубовато-серое
платье. Ее волосы гладко зачесаны назад, эта прическа удобна для работы.
Руки
девушки немного пухлые с коротко подстриженными ногтями, видно, что
пальцы кружевницы привыкли к такому кропотливому и тяжелому труду. Лицо
девушки одухотворено, оно круглое и румяное, художник раскрывает
социальный тип простой труженицы. Девушка находит в своем труде радость,
она изображена в центре картины. Фон полотна предельно прост, но это
еще больше выделяет индивидуальный и вместе с тем, общечеловеческий тип
личности.
А. Тропинин мастерски раскрывает на свои полотнах социальные проблемы
жизни. Черты каждой модели художника — это отражение яркого и
многогранного характера русских людей. В своих художественных портретах
А. Тропинин запечатлел и сохранил для потомков высокую нравственную
чистоту народных характеров XIX века.