Османская империя к началу XVIII в. представляла собой отсталую
феодальную страну. Крестьяне - ее главная производительная сила -
находились в крайне тяжелых условиях из-за чрезмерного налогового гнета.
Основной налог с мусульманского населения - ашар (десятина) 1
- часто составлял практически половину всех натуральных доходов
налогоплательщиков. Неизменно агрессивная политика правителей империи
влекла за собой применение властями так называемых "чрезвычайных"
налогов на военные нужды, что вело к еще большему повышению нормы
феодальной эксплуатации. До конца XVI в. чрезвычайные налоги (текалиф-и
орфие) 2 в отличие от ашара и джизьи, которые назывались
текалиф-и шерие (шариатскими), взимались по строго установленному
порядку - раз в пять лет, причем величина их точно фиксировалась и
раскладывалась на податные единицы (авариз-ханеси). Серьезный
социально-экономический кризис Османской империи на рубеже XVI-XVII вв.
привел к резкому повышению чрезвычайного налогообложения3, к переводу этих налогов в денежное выражение (бедель) 4 и к их ежегодным сборам. Кроме уже введенных налогов текалиф-и орфие в XVII в. появились новые - текалиф-и шакка 5, представлявшие собой произвольно вводимые поборы провинциальных правителей6. Центральные власти, хотя и мирились с ними, долгое время рассматривали эти поборы как незаконные7. В начале же XVIII в. правительство узаконило текалиф-и шакка; они стали именоваться имдад-и хазарие8
и рассматривались как некая помощь наместникам в мирное время. Несмотря
на эту меру, налоги текалиф-и шакка не исчезли. Более того, по примеру
провинциальных властей органы местного управленйя и суда, т. e. аяны,
кадии, воеводы, тоже вводили особые налоги в свою пользу. Они назывались
аяние, аянлык джаизеси, хардж-и имза, дефтер акчеси 9 и т. д. Эти налоги, вошедшие в практику в XV111 в., формально утверждены не были, но просуществовали вплоть до Танзимата 10.
Усилению эксплуатации крестьян способствовала и введенная в конце XVII
в. система пожизненных откупов налогов - маликяне ("поместье"). Ранее в
Османской империи повсеместно была распространена система откупов
ильтизам ("аренда", "откуп") -так называлась отдача права сбора налогов
на один или два года. При системе ильтизам откупщик сразу вносил
определенную сумму в казну за право сбора одного или нескольких налогов,
что помогало обратить натуральные поступления в деньги еще до начала
сбора урожая. После этого он всеми правдами и неправдами выжимал из
податного населения гораздо большую сумму для личного обогащения.
Откупщиками обычно были крупные феодалы, губернаторы провинций, все чаще
ими становились придворные, назначавшие в откупленные ими владения
своих представителей11. В 1694/95 г. (1106г.х.) правительство, желая
поправить бедственное состояние казны и в какой-то степени уменьшить
произвол откупщиков, применило в восточных вилайетах империи - Дамаск,
Халеб, Диярбекир, Мардин, Айнтаб, Малатья, Адана и Токат - систему
маликяне12. В этих вилайетах казна заключала с откупщиками
пожизненный контракт, по которому те обязывались ежегодно вносить налоги
в казну, что должно было побуждать их в какой-то мере заботиться о
налогоплательщиках (крестьянах прежде всего) и не доводить их до
бедственного положения, поскольку в таком случае сам откупщик терял
источник дохода.