Обращение Гоголя к театру было вполне закономерным. Его интерес к театральному искусству проявился еще в Нежине. Одно время он даже предполагал стать профессиональным актером. По глубокому убеждению Гоголя, театр — «это такая кафедра, с которой можно много людям сказать добра». Только национально самобытная драматургия, правдиво отражающая живую современность, могла, по мысли Гоголя, возродить русский театр: «Русских характеров, нас самих дайте нам, наших глупцов, наших чудаков, на сцену их, на смех всем». С самого начала Гоголь стремился создать общественную комедию, которая обличала бы не отдельных лиц, а выступала «против целого множества злоупотреблений, против уклонения всего общества от прямой дороги».
В начале 30-х годов Гоголь начинает работать над первой своей комедией «Владимир 3-й степени», которая не была закончена. Судя по сохранившимся сценам, она была тесно связана с циклом петербургских повестей. Гоголь предполагал разоблачить мир карьеристов, бессовестных подлецов и взяточников, мелкое чиновничье честолюбие, лакейскую угодливость. По словам самого автора, он не довел до конца работу над комедией, увидев ее полную нецензурность.