Валерий Александрович Гаврилин родился 17 августа 1939 года
в Вологде, но семья жила в городе Кадников Сокольского района Вологодской
области. Мать работала директором Кадниковского детского дома, а отец был
заведующим районного отдела народного образования (РОНО) в городе Сокол. Отец
вскоре после рождения сына погиб на войне (в 1942 году).Впоследствии Валерий
Гаврилин жил в селе Перхурьево Кубено-Озерского района Вологодской области,
учился в школе в селе Воздвиженье (через дорогу) до 1950 года. Мать была осуждена
за воровство, и ребёнок попал в детский дом в Октябрьском районе Вологды,
учился в средней мужской школе № 9, занимался в хоре, играл в оркестре народных
инструментов, учился на фортепиано под руководством Т. Д. Томашевской и
пробовал сочинять. Закончив 7 классов средней школы, поступил вВологодское
музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение. В это время в училище
работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом
Ленинградской консерватории И. М. Белоземцевым, который его прослушал и
рекомендовал к поступлению в Ленинградскую Специальную музыкальную
школу-десятилетку при консерватории. В 1953 году был принят в эту школу в класс
кларнета (педагог М. А. Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься
композицией у С. Я. Вольфензона и игрой на фортепиано у Е. С. Гугель[1].В 1958
поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 году по специальности
музыковеда-фольклориста (руководитель — профессор Ф. А. Рубцов) и по
классукомпозиции профессора О. А. Евлахова. У него же, после окончания
консерватории Гаврилин занимался в аспирантуре.С 1964 года вёл класс композиции
в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 года — член СК
СССР.Проживал в Санкт-Петербурге по адресу ул. Пестеля, д. 12/22.Незадолго до
60-летия композитора его сердце, перенёсшее два тяжелых инфаркта, не выдержало:
Валерий Александрович ушёл из жизни 28 января 1999 года. Похоронен в
Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волкова кладбища.
«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная
фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из
самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных
зарисовок народной жизни. Партитура произведения «концентрирует в себе самые
разные принципы изложения: «Вокальный инструментализм», старинную лексику
русского демественного пения и... частушки «под язык». Композитор во многом
отражает звуковую палитру русской деревни недавного прошлого, какую я, например,
хорошо знал в период войны (Великой Отечественной. — Л. М.)... Музыка
«Перезвонов» рождалась одновременно с текстом. Поэтому так органичен в ней
художественный синтез, острые контрасты, когда, например, рядом с поющимся
словом звучит «бессловесное» пение, пронзительно обнажающее тончайшие движения
девичьей души», — пишет В. Минин.№1, «Весело на душе» и №20, «Дорога» —
обрамление, внутри которого разворачиваются разнообразные картины и сцены. №2,
«Смерть разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром,
в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской
группой хора. №3, 5, 7, 9, 13 и 19 — «Дудочка», меланхоличное соло гобоя,
имитирующего рожок или жалейку. «Ее негромкая песня-разговор, песня-плач печальна
и проникновенна. Она как будто все время силится, но не может вырваться из
своего бессловесного плена», — пишет музыковед А. Тевосян. №6, «Посиделки»,
выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий». №8, «Ти-ри-ри» —
изящная звукопись. №12, «Воскресенье», наполнен колокольными звонами. №15,
«Страшенная баба» — злой, агрессивный образ, поданный, однако, в
сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий»
Вагнера. Кульминация произведения — №17, «Молитва». Она произносится чтецом на
фоне хора, поющего закрытым ртом. Ее непосредственным продолжением становится
№18, «Матка-река», полная стихийной могучей силы.