Вопросы о происхождении природы и сущности
жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в
окружающем мире, понять самого себя и определить свое место в природе.
Многовековые исследования и попытки решения этих
вопросов породили разные концепции возникновения жизни: креационизм -
сотворение жизни Богом; концепция самопроизвольного зарождения из неживого
вещества; концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь
существовала всегда и концепция внеземного происхождения жизни в результате
развития физических и химических процессов.
Концепция креационизма, по существу,
научной не является, поскольку она возникла в рамках религиозного
мировоззрения. Она утверждает, что жизнь такова, какова она есть, потому что
такой ее сотворил Бог. Тем самым практически снимается вопрос о научном решении
проблемы происхождения и сущности жизни. Тем не менее, эта концепция продолжала
и продолжает пользоваться довольно большой популярностью.
Остальные концепции появляются позже, но
вплоть до XIX
века ни одна из них не смогла сформировать единую биологическую картину мира и
тем самым дать приемлемое объяснение происхождению жизни.В XIX веке в биологии возникли концепции механистического
материализма и витализма - вершина биологии того времени, между которыми
началась ожесточенная борьба идей о происхождении и сущности жизни.
Механистический материализм не признавал качественной специфики живых
организмов и представлял жизненные процессы как результат действия химических и
физических процессов. С этой точки зрения живые организмы выглядели как сложные
машины. Но аналогия между живым существом и машиной не объясняет именно того,
что она призвана объяснять: причину целесообразной организации живых существ.
Такой подход неверен в самой своей основе. Ведь машины не возникают сами собой
в природных условиях. Их целесообразность, приспособленность строения к
выполнению определенной работы нельзя вывести из взаимодействия закономерностей
неорганического мира. Она является продуктом созидательной деятельности
человека, его -целенаправленных творческих усилий. В силу этого механицизм и
его более поздняя разновидность - редукционизм (пытавшийся свести явления жизни
к химическим и физическим процессам как своим элементарным составляющим) -
всякий раз беспомощно останавливались перед проблемой происхождения жизни.Противоположной точкой зрения стал
витализм (от лат. vitalis - жизненный), который объяснял качественное отличие живого от
неживого наличием в живых организмах особой «жизненной силы», отсутствующей в
неживых предметах и не подчиняющейся физическим законам.
Такое решение проблемы сущности жизни
тесно связано с признанием факта творения ее Богом, разумным нематериальным
началом и т.д.
Несмотря на острые дискуссии между
механицистами и виталистами, ученые-экспериментаторы пытались точно установить,
от каких именно структур зависят специфические свойства живых организмов, и
поэтому исследовали живые клетки и клеточные структуры. Отвергая идею творения
мира и жизни, эти ученые вплоть до середины XIX века придерживались идеи
самопроизвольного зарождения жизни из различных материальных образований, в том
числе из гниющей земли, отбросов и иных объектов. Этой точки зрения
придерживались такие крупные ученые и выдающиеся мыслители, как Аристотель,
врач Парацельс, эмбриолог Гарвей, Коперник, Галилей, Декарт, Гете, Шеллинг и
др. Их авторитет во многом определил длительный срок существования идеи
самозарождения и ее широкое распространение. Достаточно сказать, что ни опыты
Ф. Реди (XVII
в.), который доказал невозможность самозарождения червей из гниющего мяса при
отсутствии мух и провозгласил знаменитый принцип «все живое - от живого», ни
даже опыты с мельчайшими существами Спалланцани (XVIII в.), показавшие, что в прокипяченных
органических настоях не могут самопроизвольно зарождаться микроорганизмы, не
оказали сильного влияния на господствующую в науке концепцию спонтанного
самозарождения.