(Не пугайся объема,это примеры. Основное- выделено жирным шрифтом, а дальше идёт пояснение)
Проблема исторической памяти
Совсем недавно меня потрясло письмо бывшего руководителя одного челябинского завода к канцлеру Германии с извинениями за выпуск во время войны легендарных "Катюш”, тех самых реактивных снарядов, которые наводили смертный ужас на фашистов. Спустя более полвека ради выгодного контракта, оказывается, можно забыть о Бухенвальде и Освенциме, о Хатыни и Бабьем Яре, об этих реках пепла, несущих в себе несгоревшие детские туфельки вперемешку с человеческими останками. Оказывается, можно цинично предать память о святом, заигрывая с партнёрами по бизнесу. Говорят, этого экс-руководителя снова приглашают в совет директоров завода. Что ж, будем ждать очередного "покаянного” письма о "жестоких” бомбардировках Берлина и поспешном водружении флага (символа героической Победы) на купол рейхстага. Поистине, "когда погребают эпоху, надгробный псалом не звучит” (Анна Ахматова).
Проблема современной аудиовизуальной культуры
Проблема аудиовизуальной культуры в современном нам обществе действительно существует. Рассмотрим её на примере телепередач. Что мы наблюдаем, переключая кнопки телевизора? Всевозможные ток-шоу и сомнительные проекты с Малаховым — Соловьёвым, Лолитой — Собчак и одни и те же лица в медиаинтерьерах: Жириновский, Митрофанов, Павловский — список можно продолжить. Важное условие для ведущих: чтобы персонаж был с сумасшедшинкой, чтобы заводной, чтобы распалялся-кричал, бледнел-краснел и брызгал слюной. Тогда и аудитория подзарядится, возникнут напряжение и азарт. А тем, кто создаёт передачи, только это и нужно — им рейтинг подавай. Так и подсчитывают они голоса: "раз”, "два”, "три”… Кто больше набрал, становится лицом экрана, значимой медиаперсоной. И редактор уже любой передачи вытаскивает его "особое мнение” излагать, или петь-танцевать со звёздами, или миллион заработать. А ты так и остаёшься "слабым звеном” в этом нескончаемом медиапространстве. Слабым ли? Можно просто нажать кнопку "выкл.” и открыть книгу…
2. Теоретические основы анализа художественного текста с типом речи описание
Описание — перечисление свойств и признаков предмета или явления в определённый момент. Напомним ученикам о типах речи повествование и рассуждение. Повествование — рассказ о событиях в их временной последовательности; рассуждение — исследует предметы или явления, раскрывает их внутренние признаки, доказывает определённые положения. Повествование занимается действием, описание — предметом, рассуждение — отношением предметов и действий.
Повествование обязано своим существованием памяти,описание — чувствам, рассуждение — уму и чувствам.Описание может быть пейзажным, портретным, а также описание интерьера, одежды, действий (динамичное описание). В описании выделяют общий, средний и крупный планы. Общий план даётся без детализации, в самых общих чертах, без опоры на чувственное восприятие. Средний план используется при описании действий в статике. Описание крупным планом отличается детализацией, динамикой, богатой образностью. Динамичное описание строится на активности глагольных форм, которые служат определённой художественной цели: передать динамику движения в любом образе, даже живописном, цветовом.Подробнее остановимся на портрете и пейзаже.
Портрет героя (персонажа) — описание его наружности: черт лица, особенностей фигуры, цвета волос, одежды и т.д. В портрете могут быть отражены также характерные для героя жесты, мимика, поза, выражение лица, глаз. Описание внешности героя может сопровождаться психологическим анализом, когда внимание автора сосредоточено на том, что выражает лицо, фигура, какое впечатление производит герой.
Пейзаж в литературе — фон действия, деталь, картина местности, природы, описанная автором.Надо заметить, что у каждого писателя свой индивидуально-авторский взгляд на картины природы. Как правило, автор отражает свои взаимоотношения с природой, демонстрирует, как прекрасен или отвратителен (такое тоже бывает) окружающий мир, как природа влияет на человека, откликается на его настроение.Характер описания пейзажа в различные культурные эпохи менялся: от мифических и романтически возвышенных представлений о силах природы до философского осмысления её глубин. Однако проблема взаимоотношения человека и природы была актуальной во все времена.В описании пейзажа доминирующую роль играют художественные средства. Можно предложить ученикам выполнить небольшую проверочную работу на знание этих средств.