Ася — главная героиня. Незаконнорожденная дочь помещика и его крепостной
служанки. После смерти матери и отца ее воспитанием занимается брат по
отцу, Гагин. До семнадцати лет А. воспитывалась в одном из лучших
петербургских пансионов. Затем Гагин, выйдя в отставку, отправляется
путешествовать по Европе и берет А. с собой. В маленьком немецком
городке героиня встречается с молодым русским (Н. Н.) и влюбляется в
него. История их любви обнаруживает резкую необычность психологии и
поступков А. Недоразумение, которое в жизни другого человека
благополучно разрешилось бы в течение нескольких дней (или даже часов),
приводит к бегству и бесследному исчезновению девушки. Характер героини
соткан из противоречий и крайностей. Ее искренность и прямота сразу же
смущают Н. Н. Мечты о любви сливаются у нее с идеалом жертвенного
героизма, с мыслью о молитве, о трудном подвиге, а в конце концов — с
тоской по чему-то запредельному.
Эти черты «великой души» сближают
А. с пушкинской Татьяной и предвосхищают образы Лизы Калитиной
(«Дворянское гнездо») и Елены Стаховой («Накануне»). А. напоминает также
некоторых героинь Достоевского. Их роднит сочетание ущемленности и
неистребимой гордости, мучительное противоречие между стремлением к
самоутверждению и постоянно возобновляемым ощущением собственной
неполноценности. Источником противоречия оказывается «ложное положение»
незаконнорожденной, которое А. воспринимает обостренно: для нее это
несправедливость абсолютно неисправимая, обрекающая ее на вечное
неравенство с другими людьми. Отсюда предельная напряженность душевной
жизни и эксцентричность поведения А. На протяжении повести героиню
несколько раз называют сумасшедшей. «Я иногда самой себя боюсь», —
признается она.
Любовь А. так же дисгармонична и
напряженно-тревожна, как и вся ее душевная жизнь. Каждое мгновение
любви, каждую из ее меняющихся ситуаций героиня переживает как
единственную и решающую. Для ее любви «нет завтрашнего дня», как нет, в
сущности, и дня вчерашнего. Поэтому любовь А. неизбежно оказывается
катастрофичной.
Гагин — старший брат Аси, путешествующий
русский дворянин, художник-дилетант. Владея значительным состоянием и ни
от кого не завися, он решает посвятить себя живописи и ради этого
странствует по Европе. Г. мягок, добродушен и мил. По замечанию Н. Н.,
это «русская душа, правдивая, честная, простая, но, к сожалению, немного
вялая, без цепкости и внутреннего жара»: Душевная аморфность обрекает
Г. на роль вечного дилетанта в искусстве. То же качество предопределяет
его отношение к увлечению А.: в сущности, Г. выбирает путь наименьшего
сопротивления и тем самым способствует несчастной развязке.
Н.
Н. — герой-рассказчик повести. Воплощает черты нового для Тургенева
литературного типа, пришедшего на смену «лишним людям». Прежде всего в
«Асе» отсутствует обычный для тургеневских «лишних людей» конфликт с
окружающим миром: герой повести изображается как человек благополучный,
или, говоря его же собственными словами, «процветающий». В его
психологии нет ничего болезненного, он внутренне уравновешен и по-своему
гармоничен. Н. Н. легко и безраздельно отдается чувствам или мгновенным
впечатлениям. Все это переживания простые и естественные. Едва ли не
все, что чувствует герой, опосредовано эстетическим восприятием. Ася
ассоциируется у него то с рафаэлевской Галатеей, то с пушкинской
Татьяной, то с Доротеей из поэмы Гёте.Характер героя особым образом
сказывается в переживании любви: доверие к естественным движениям
чувства переплетается со стремлением к душевному равновесию, с
тяготением к эстетической завершенности переживаний. Самые возвышенные
чувства он испытывает, когда остается наедине с самим собой или
природой.Встречи, общение с Асей все меняют; любовь становится
напряженнее и противоречивее, увеличивается ее сила, но одновременно в
ней что-то убывает и «понижается». Эта особенность переживаний героя
по-своему способствует трагической развязке.