Европейское Просвещение поставило перед всем миром и, в частности, перед Россией вопросы, на которые нужно было ответить, и ответы на них мог дать лишь гений, подобный Пушкину – столь же национальный, сколь и всемирный.
Если бы мысль Пушкина не решила эти задачи, то Российская цивилизация осталась бы беззащитной и безоружной перед натиском богоборческого, гуманистического европейского вируса.
Пушкин – возможно, первый, кто во весь голос заявил о всемирном значении Российской цивилизации. Это должен был сказать именно он, тонкий знаток античности и европейской культуры, "переболевший" вольтерьянством и идеями Просвещения, он – трепетно любивший сыновней любовью русскую крестьянскую культуру и призывавший: "Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка".
Пушкин явился предтечей славянофилов, которые потому Западную цивилизацию отвергли, что западную идею познали и превзошли ее, найдя главные духовные сокровища в родной национальной культуре и в Православной вере.
В 1824 году А.С.Пушкин пишет: "России определено было высокое предназначение, её необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы… Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Русью".
Пушкин знал освобождение Россией Европы от Чингисхана и Наполеона, но не знал освобождение Россией Европы от Гитлера, но и об этой спасительной для "цивилизованного" мира миссии России Пушкин пророчески сказал в 1824 году. "Растерзанная и издыхающая Русь" в ХХ веке спасла Европейскую цивилизацию, даровав мир и спокойствие народам планеты. И сейчас Россия, "сердце мира" по Х.Макиндеру, несмотря на "растерзанность" свою, почти "издыхающая" страна, стоит на пути всесокрущающего катка глобализации.