В сказках М.Е.Салтыков-Щедрин широко используется гротеск,
гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное
искусство эзопова языка-прием иносказания.Эзопов язык —
аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли.
Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писателями, лишенными возможности высказывать мысли прямо.
Под видом животных и птиц им изображаются представители различных
общественных классов и групп. Иносказание позволяет сатирику не только
зашифровать, спрятать истинный смысл его сатиры, но и гиперболизировать
в своих персонажах самое характерное. Образы лесных Топтыгиных, совершающих
в лесной трущобе «мелкие, срамные» злодеяния или «крупные кровопролития»,
как нельзя более точно воспроизводили самую сущность деспотического строя. Деятельность Топтыгина, который разгромил типографию, свалил в отхожую яму произведения ума человеческого, завершается тем, что его «уважили мужики»,
«посадив на рогатину». Его деятельность оказалась бессмысленной, ненужной.
Даже Осел говорит: «Главное в нашем ремесле — это: laissez passer, laissez- faire (позволять, не мешатй). И сам Топтыгин спрашивает: «Я даже не понимаю, зачем воевод посылают!»
В сказке «Премудрый пискарь» предстает олицетворенный образ до смерти перепуганного обывателя, «остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит,
ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет».
Смысл щедринской аллегории, изображающей, конечно, не рыбу, а жалкого,
трусливого человека, заключается в словах: «Неправильно полагают те, кои думают,
что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари». Таким образом, «пискарь» — это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая обывателей.
В сказке «Орел-меценат» Щедрин разоблачает деятельность самодержавия в
области просвещения. Орел — царь птиц — решил «завести» при дворе науки и искусства. Однако орлу вскоре надоело разыгрывать роль мецената: он уничтожил соловья-поэта, надел кандалы на ученого дятла и заточил его в дупло, разорил ворон. Писатель показал в этой сказке несовместимость царизма с наукой, просвещением и искусством, сделал вывод о том, что «орлы для просвещения вредны».