ТЕСТ
1) В какой строчке все причастия с чередующейся гласной в корне:
а) растущий, закрытый, освещённый, собиравшийся, коснувшийся;
б) положенный, увиденный, прилагательный, расстелившийся, показанный;
в) горевший, выращенный, озарённый, строительный, плавающий?
2) Какие причастия образованы от глаголов первого спряжения:
а) борющиеся; г) сбережённый;
б) узнанные; д) стелющийся?
в) нёсшая;
3) Какое словосочетание не соответствует схеме «причастие + существительное»:
а) заказанный обед; г) нарисованный акварелью;
б) крылатое семечко; д) летящий высоко?
в) вымытое яблоко;
4) Какие причастия разделены для переноса правильно:
а) выг-ну-тый; в) ле-тящ-ий;
б) на-ри-со-ван-ный; г) за-ка-за-вший?
Диагностика усвоения.
Комплексный анализ текста
Задание: озаглавьте текст (авторское название «Замысел художника»), определите его тему, основную мысль, стиль и типы речи. Найдите все причастия, выделяя суффиксы и окончания, и стрелочкой покажите, от какого слова задаётся вопрос. Выпишите три словосочетания «причастие + существительное» (причастие без не), по одному словосочетанию «причастие + наречие», «причастие + глагол (инфинитив)».
Объясните графически знаки препинания в предложениях со *.
Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю – у завешенного окна они сидят вдвоём за столом – внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, тёплыми, хотя ни в чём внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.
Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах тёплый, любящий взгляд. В чём-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.
Дмитрий Фёдорович – человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка – полная его противоположность*. У этого мальчика необычайно одухотворённое, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро.