Иногда его называют «романтический император». Будущего императора воспитывала
бабушка. Павел получил прекрасное образование в духе французских
просветителей. Он знал иностранные языки, владел знаниями по математике,
истории, прикладными науками. Он сызмальства воспитывался как будущий
государь. Изоляция мальчика от родителей вели к прохладным отношениям между
ними. После дворцового переворота. Когда к власти пришла его мать Екатерина 2
, его вовсе удалили от двора, отправили на Гатчину. Она опасалась, что
привлечение сына к делам государства может в перспективе лишить ее власти,
полученной незаконным путем.
Он высказывал матери свои пожелания и рекомендации в записках, на
которые она, надо сказать, не очень-то реагировала. Павел сочувственно
относился к крестьянам. Хотел облегчить им жизнь, снизить налоги. Когда он
пришел к власти, он в первую очередь отменил правила, запрещавшие крестьянам
жаловаться на своих хозяев. У него даже были приемные дни и специальный ящик
для челобитных, которые он прочитывал лично. Он сделал послабления крестьянам
(уменьшил барщину, хлебную подать заменил денежным сбором, снял недоимки
общей стоимостью на 7 миллионов рублей), однако, при этом сильно ограничил права и
привилегии дворян, чем вызвал их недовольство и ненависть. Отмечая недюжий ум
и способности великого князя, он совсем не входил в дело. Всегда настаивал на
своем, даже если его желания были не совсем благоразумны. Имел большое
пристрастие к военному делу.