Мировоззренческие
взгляды Фета в существенной мере определялись философскими установками
А.Шопенгауэра; в то же время они проявили его собственное
эмоционально-художественное видение мира. В 1881 г.
Ф. впервые перевел на русский язык, а затем издал сочинение немецкого
философа "Мир как воля и представление", в 1886 г. - "О четверояком
корне закона достаточного основания" и "О воле в природе". Эта
философская концепция очень точно прослеживается в его поэзии,
отличительной особенностью которой было отражение не столько
действительного мира, сколько ощущений индивида (чувств поэта),
вызываемых этим миром. Великим
преимуществом искусства, не доступным, как считал Фет, науке, он называл
способность понять сущность жизни как единство и борьбу
противоположностей. Не только в живой природе ("момент их гармонического
соединения неуловим"), но и в мироздании в целом Фет видел единство
противоположностей, заключающееся в противоречии между вечностью мира и
преходящим характером составляющих его явлений. («Что такое день иль
век/Перед тем, что бесконечно?/ Хоть не вечен человек,/То, что вечно,—
человечно».)