1)Какой звук должен произноситься на месте выделенных букв: бОлеть, бОльшой, апЕльсин, вЕсы, щАвель, бОрода, бОрозда, верЕтено. Чем объясняются эти явления?
2)Составьте словосочетания, учитывая разницу фонем /э/,/о/.
Небо - нёбо, воронье - вороньё, истекший - истёкший, железка - желёзка, падеж - падёж, оглашенный - оглашённый, еканье - ёканье.
3)Какой звук произноситься на месте выделенных согласных: тормоЗ, остроВ, флаГ. Как называется это языковое явление?
4)Как обьяснить произношение [x] на конце слова в речи жителей г. Тулы и области? Какой звук должен произноситься на конце этих слов в соответствии с литературными нормами?
5)Обозначьте звуки на месте выделенных букв в словах: коСьба, леЗть, зоНтик. Какой языковой процесс происходит в этом случае?
6)Запишите 3 существительных мужского рода на -изм (кроме данных). Какой звук (твердый или мягкий) произноситься на месте буквы З в этом суффиксе?
7)Обозначьте звуки на месте выделенных сочетаний в словах: СЖигать, беЗЖизненный, иЗ Жести, беСШумно.
8)Какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний: оТЧёт, оТЧизна, доклаДЧик, зоДЧий, расскаЗЧик, СЧитать, раСЧистить, дваДЦать, оТЦа, солдаТСкий, переписываюТСЯ, увидеТЬСЯ, мяГКо, леГКо?
9) Запишите 3 слова, в которых происходит процесс упрощения групп согласных.
10) Распределите приведенные ниже слова на три группы: 1) возможно только произношение ЧН; 2) возможно только произношение ШН; 3) допускаются оба варианта произношения: беспечный, закадычный, копеечный, скучный, табачный, библиотечный, горчичник, конечно, крошечный, молочный, порядочный, скворечник, сливочный, яблочный, булочная, двоечник, конечный, Кузьминична, нарочно, яичница.
11) Среди следующих ниже заимствованных слов отметьте А) слова, в которых при произношении сохраняется двойной согласный. Б) слова, в которых при произношении двойные согласные произносятся как один звук: касса, иллюстрация, масса, программа, массаж, терраса, аллея, колледж, тонна, суббота, аппликация, коллекция, галлюцинация, массив