Роль учеников Базарова: Ситникова, Кукшиной велика для характеристики главного героя - Базарова.
Но
и не только: они по-своему характеризуют его избранную теорию, доводят
до абсурда идеи Базарова, выявляя все негативные стороны вульгарного
материализма и нигилизма.
Образы Ситникова и Кукшиной обрисованы в романе с карикатурной резкостью.
С
их помощью Тургенев открывает ещё один аспект существования идеи в
обществе. Независимо от того, какова эта идея, хороша она или дурна,
истинна или ложна, становясь достоянием масс, она неизбежно опошляется,
снижается, мельчает. Для Ситникова и Кукшиной нигилизм, эмансипация —
только маски, в отличие от Базарова они отрицают не “в силу ощущения”, а
потому, что это модно.
В итоге же доминантной чертой их портретов становится ненатуральность, фальшь, напыщенность.
Но
реакция “учителя” на присутствие “Ситниковых” крайне интересна.
“Ситниковы нам необходимы, — объясняет Базаров Аркадию. — Мне, пойми ты
это, мне нужны подобные олухи. Не богам же в самом деле горшки
обжигать!” Ситниковы нужны Базарову для наращивания массы, для “грязной
работы” — распространения нигилистических идей в широких слоях общества.
Себе Базаров отводит роль “бога”, человека, стоящего на высших ступенях
иерархии власти, и это ещё одна важная, довольно зловещая черта в
обрисовке существования идеологии в обществе.
Образы
Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения
нигилизма: что-то в нем есть привлекательное для таких пустых и
поверхностных последователей. Ситников и Кукшина воплощают собой тип
людей, известных ещё со времен Грибоедова, превращающих идеи в болтовню:
Репетилова. Базаров и ведет себя с ними презрительно именно потому, что
понимает это, своим презрением подчеркивая их истинную ценность.