«Железная дорога»
Стремясь к широкому охвату русской действительности, Некрасов легко переходил от изображения одной социальной сферы к описанию другой. Эпическая основа «Железной дороги» (1864) позволяет отнести это произведение к жанру поэмы, хотя объем ее небольшой, и иногда «Железную дорогу» называют стихотворением. Внимание поэта привлекла острая социальная тема — строительство железных дорог, где процветала безжалостная эксплуатация рабочих, вчерашних крестьян, выгнанных из сел и деревень — «с разных концов государства великого» — голодом и нуждой. Именно в этой поэме Некрасов создал незабываемый «гимн» в честь «царя-голода» , единственный в своем роде:
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Символом народного горя встает также образ больного белоруса с заступом, по колено в холодной воде: «Трудно свой хлеб добывал человек! »
Эпиграф, предпосланный поэме, сообщает, что железную дорого между Петербургом и Москвой строил граф П. А. Клейнмихель, управляющий ведомством путей сообщения при Николае I. Эпиграф насыщен сарказмом, а вся поэма служит страстным опровержением эпиграфа. В основе сюжета поэмы — разговор генерала-отца с сыном Ваней. Правду же о том, кто на самом деле построил железную дорогу, Ваня узнает из песен мертвецов (балладный жанр) : люди, умершие во время строительства железной дороги, сами рассказывают Ване о своей судьбе. Тени погибших истинных строителей дороги, бегущие за окном вагона, требуют отмщения и восстановления поруганной справедливости. Художественная выразительность стихов достигает предела, когда слышатся голоса замученных непосильным трудом людей и монотонность их жалоб создает ощущение страшной реальности. В соответствии с эпиграфом Некрасов развернул в поэме злободневный в те годы спор о роли народа в создании духовных и материальных ценностей. Генерал соглашается с тем, что железную дорогу построил народ, но он настаивает на том, что народ способен только воплощать, а не созидать, не генерировать идеи. Лирический герой пытается спорить, но генерал не слушает его. Тогда лирический герой рисует для Вани «отрадную картину» — она оказывается очень горькой. Но есть грусть-надежда: народ
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Но когда это будет?. .