Нет в исторической науке, посвященной Древней Руси, более значительного и вместе с тем наименее исследованного вопроса, чем вопрос о распространении христианства в первые века крещения. На данный момент существуют различные мировоззренческие подходы к анализу этого события. Для богословов официальное принятие христианства князем Владимиром - бесспорный провиденциальный акт. Формулируя собственную позицию, богословы нередко вспоминают предание об апостоле Андрее Первозванном. Это позволяет им утверждать, что крещение Руси состоялось по воле Бога. Апостол Андрей лишь известил, а князь Владимир исполнил волю Бога. Сторонниками антропологической точки зрения принятие христианства усматривалось главным образом в возникшем у Владимира желании замены язычества православием. Не уделяя серьезного внимания объективным причинам крещения Руси, представители такой мировоззренческой позиции обращались преимущественно к личности Владимира – его предвидению, гениальности, таланту и пр. Материалистическое религиоведение объясняет обращение к новой религии потребностями социально-экономического и политического развития Древней Руси в эпоху переходного периода от родоплеменных отношений к феодализму. Для него православие – это прежде всего идеология формирующегося на Руси классового феодального общества.