Писатель всегда живо интересовался историей украинского народа, что доказывает его цикл статей, посвященных истории Малороссии. В повести «Тарас Бульба» Гоголь обращается к историческому прошлому народа. Он изображает борьбу казаков Запорожской Сечи за свою независимость. В произведении очень трудно определить хронологические границы тех или иных событий. Одни явления могли происходить в пятнадцатом веке, другие могли свершиться не ранее семнадцатого века. То есть повесть нельзя причислить к исторически истинной летописи. Произведение имеет скорее условноромантический характер. Главное, к чему стремится Гоголь, это передать сам вольный дух, настроение казацкого товарищества, борьбы. Автор показывает широту души казака, который как воюет, так и гуляет — на широкую ногу.Независимый свободолюбивый характер казачества близок и месту, где происходит само действие. «Бесконечная, вольная, прекрасная степь» созвучна свободной разгульной жизни.Образ Тараса Бульбы как нельзя хорошо раскрывает «могучий, широкий размах» свободолюбивого характера казака. Этот человек вызывает безусловный авторитет у других казаков, поэтому его выбирают «наказным атаманом». В этом человеке сконцентрированы все общие черты, характерные для вольного казачества: и разгульная веселость, и неистовство в борьбе, и безоговорочная преданность товариществу. Его речь, посвященная «святым узам» товарищества, звучит торжественно и проникновенно. Он настолько верен своим убеждениям, что до него не сразу доходит суть поступка его младшего сына. Предательство Андрия подействовало на Тараса, как гром среди ясного неба: «Бульба остолбенел». «Стоял он долго, как вкопанный, на одном и том же месте» и не мог понять, как сын пошел на это: «Так продать? продать веру? продать своих?» Безусловно, роковое решение не заставило себя долго ждать: «Я тебя породил, я тебя и убью».Тарас Бульба — это цельный, сильный характер, не признающий полумер и полутонов. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за общее дело, поэтому не мог простить сыну его слабости. Автор прямо говорит о том, что главный герой не просто борется с «ляхами», а борется за православную веру, за правое дело. Писатель, хорошо знавший историю Малороссии, прекрасно передал особенности народного сознания того времени. С другой стороны, Гоголь сумел показать действительные причины этой борьбы, которые нередко были очень далеки от религиозных. Независимость, стремление освободить родной край от чужаков, а также нерушимая дружба — вот что поднимало казаков на борьбу. Именно это выступало на первый план в сознании любого казака.Любовь Андрия к дочери неприятельского народа столкнулась с патриотическим долгом. Сын Тараса посмел поставить личные интересы выше общественных и поплатился за это жизнью. Любовные отношения изображены в повести мечтательноотвлеченной романтикой. Гоголь описывает панночку, как «прекрасную статую», как совершенное произведение искусства. Андрий оказался слаб перед искушением, он изменил исконно казацкой преданности товариществу. Даже сама панночка не теряет чувства реальности и напоминает своему возлюбленному о его долге, о том, что «его зовут отец, товарищи, отчизна».Однако Андрий тоже воспитанник казачества, поэтому он уже не может остановиться. Также, не зная полумер, он во имя любви отрекается от всего раз и навсегда. Однако чувства молодого человека, хотя и сильны, но они не подкреплены возвышающим душу нравственным идеалом.В произведении очень высок героический пафос, что откладывает свой отпечаток на все произведение. Во второй редакции Гоголь предпочел закончить повесть следующими словами: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» Здесь звучит голос истинного патриота своей родины, для которого всегда процветание, счастье народа страны будут выше какихлибо своих, мелких интересов. Автор одновременно и горд за свою родину, за то, что всегда найдутся люди, которые обязательно встанут на ее защиту, и сожалеет о том, что все чаще мелочное и ничтожное засоряет современную человеческую жизнь.Сцена казни главного героя занимает особое место в произведении. Именно она раскрывает возможности человека, его несокрушимую, «упрямую» волю. Даже находясь на костре и зная, что его жизнь практически закончилась, спасения ждать неоткуда, Тарас не оставляет свою борьбу. Он не думает о подбирающемся огне, он весь со своими товарищами, которые еще могут действовать, а значит, и защищать свои