Усвоение и синтез веществ. Под усвоением веществ должно разуметь переход всех химических элементов из тех соединений, в виде которых они поступают извне, в ту форму их соединений, в которой они встречаются в растении; поэтому совершенно неверно применять термин ассимиляция или усвоение исключительно только к углероду, как это делают немецкие физиологи. Из многочисленных химических элементов, найденных в растении (около 35), существенными, т. е. такими, отсутствие которых несовместимо с нормальным ходом растительной жизни, должно считать следующие 10 [Значение одиннадцатого — хлора — еще не вполне выяснено.] . Так называемые органогены: углерод, водород, кислород, азот, представляющие основу органического вещества; затем серу и фосфор, входящие главным образом в состав белковых веществ, и, наконец, калий, магний, кальций и железо, встречающиеся в золе, но ближайшее отношение которых к органическому веществу растения нельзя считать выясненным. Высказанное положение — о необходимости этих десяти элементов для питания растения доказывается посредством так называемых искусственных культур, основная мысль которых заключается в замене сложной естественной среды искусственной — строго определенного состава — и удалении из неё, по одному, каждого из элементов в отдельности, причем нормальное или ненормальное развитие растения указывает, который из удаленных элементов следует признать существенным, который — несущественным. Самыми полными сведениями мы обладаем по отношению усвоения углерода и отчасти азота. Усвоение углерода. Элемент этот поступает в растение из воздуха, через листья, в форме угольного ангидрида — СО2. При участии хлорофилла листа и солнечного света, угольный ангидрид разлагается с выделением О2, а в растении (в хлорофилловом зерне) одновременно образуется углевод (крахмал или сахар) . Предполагают, что одновременно с СО2 разлагается и вода, или, что все равно, разлагается не ангидрид, а углекислота по следующей схеме: СО. О + Н2О = СОН2 + О2 или СН2О3 = CH2O + О2. Краткость промежутка времени между разложением углекислоты и появлением крахмала (иногда 5 минут) , говорит в пользу предположения, что первым продуктом этого синтеза будет крахмал, но это нельзя считать доказанным. Так как диссоциация угольного ангидрида реакция эндотермическая, то она может совершаться не иначе, как при участии внешнего источника энергии. Этим источником является лучистая энергия солнца. Отсюда следует, что процесс усвоения углерода представляет собой не только процесс химического синтеза — превращения неорганического соединения углерода в органическое, но, в то же время, и процесс усвоения, складывания в запас, превращения в потенциальную форму, кинетической энергии солнечного луча. Этим запасом энергии пользуется отчасти само растение, но в еще большей мере животный мир. Таким образом, в этом процессе, совершающемся в хлорофилловом зерне, можно сказать, выражается космическая роль растения, как посредника между неорганическим и органическим миром, между солнцем и жизнью на земле. Роль хлорофилла, несомненно, физическая — он поглощает известные лучи света, за счет которых и происходит разложение углекислоты; но весьма вероятно, что вещество хлорофилла участвует в этой реакции и химически. Усвоение азота. Азот поступает в растения через корни, главным образом в форме азотнокислых, но может быть и аммиачных солей; сверх того, исследования последнего десятилетия показали, что некоторые растения (главным образом бобовые) , снабженные особого рода желвачками на своих корнях, способны усваивать и свободный азот. Образование этих желвачков и связанная с их присутствием способность усваивать свободный азот зависит от заражения корней известным бактериальным организмом (Bacterium radicicola), но где и как происходит самый процесс усвоения — еще не выяснено; достоверно только то, что при наличности почвы, не содержащей соединений азота, бактерий и зараженного ими растения, это последнее развивается нормально, не имея другого источника азота