Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» во многом можно назвать
автобиографичным. В образе Мастера можно проследить черты самого
Булгакова. Автор «подарил» герою фрагменты своей биографии.
Мастер появляется перед читателем только ближе к середине
романа. До этого мы уже успеваем познакомиться с представителями
«пишущей братии» Москвы, понять, что в них нет ни капли творчества,
таланта. Эти люди все делают в угоду власти, они панически боятся
свободомыслия, гонят от себя действительно талантливых людей. Мастер –
гений, поэтому его не приняли. После опубликования его удивительного
романа, на Мастера начались настоящие гонения в печати. Его незаслуженно
ругали, унижали, оскорбляли. В конце концов, герой был доведен до
сумасшествия. Мастер сжег свое детище и сам направился в «дом скорби».
Именно там с ним впервые и знакомится читатель.
Описание Мастера дается глазами Ивана, и сначала мы видим, что
это «… бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со
свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати
восьми». И сразу мы обращаем внимание на «карие и очень беспокойные
глаза пришельца». Это лицо человека, загнанного в угол.
Бездомный рассказывает гостю историю своего попадания в
психиатрическую лечебницу, и читатель неожиданно узнает, что перед ним
предстал автор романа о пятом прокураторе Иудеи. Далее нам наконец-то
рассказывается история самого Мастера и его возлюбленной. Он был
историком, работал в музее, затем неожиданно выиграл огромную сумму
денег, бросил работу и стал писать роман о Понтии Пилате, который
задумал уже давно. Видимо, сама судьба толкала его к творчеству, которое
медленно стало вести его к пропасти.
А затем появляется Маргарита, это, пожалуй, самая красивая,
лиричная, романтическая часть романа! Встреча героев предназначалась
свыше. Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на
меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю
жизнь любил именно эту женщину!»
С появлением Маргариты в роман входит излюбленная булгаковская
тема любви к семейному очагу. Каморка Мастера оживает, становится много
уютней благодаря заботливости его возлюбленной. Эти персонажи живут в
обособленном мирке, где существуют лишь Он, Она и Роман. Так входит в
произведение важнейшая для писателя тема творчества. «Тот, кто называл
себя Мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро
отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное… Она сулила славу,
она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером». Маргарита
становится вдохновительницей Мастера, живущей исключительно для него и
его творчества. Кстати, стоит заметить, что она единственный персонаж,
не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым
Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства,
доходящего до полного самопожертвования.
К сожалению, вечное пребывание в уютной каморке было невозможно,
Мастер закончил свой роман и вышел с ним в свет: «Я впервые попал в мир
литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо,
вспоминаю о нем с ужасом!..» В весьма неприглядных тонах описывает
Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается
горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к
носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду,
хорошо ему знакомую. Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто
встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие
графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан
отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.
Здесь Булгаков поднимает проблему истинного и ложного творчества. Он
убежден, что только полная отдача истине, желание писателя нести правду
сердца и ума обеспечивают произведению настоящее бессмертие. Устами
Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, - и я не мог
от этого отделаться, - что авторы этих статей говорят не то, что они
хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо,
некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но страх и
желание угодить власти взяли свое. Они травят писателя, доводят его до
сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает
роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с
ума.
Я думаю, Булгаков назвал свой роман «Мастер и Маргарита», потому
что это важнейшие герои произведения. Именно через них писатель вводит в
роман тему истинного и ложного творчества. Именно Мастер написал роман,
который проходит через все произведение и поднимает еще целый ряд
философских вопросов и проблем. А Маргарита – та, которая всегда
сопровождала своего возлюбленного. Только благодаря Маргарите Мастера
вызволили из психиатрической лечебницы и вернули к жизни его роман.