от лат. figura – очертание, образ, изображение, оборот речи) –термин, привнесенный в античную риторику из искусства танца и вошедший в употребление вэллинистическое время, когда развилось учение о фигурах как о необычных оборотах, украшающих речь испособствующих ее убедительности (Об античной теории фигур см., напр.: Античные теории языка и стиля,1996).В современной филологии нет общепринятой точки зрения на природу, терминологическое обозначение иклассификацию С. ф. Существует широкое и узкое понимание С. ф. В широком смысле к С. ф. относятлюбые языковые средства, служащие для создания и усиления выразительности речи. При таком взгляде наС. ф. в их состав включаются тропы (см.) и другие риторические приемы (см., напр.: Хазагеров Т.Г.,Ширина Л.С., 1994). В узком понимании С. ф. называются синтагматически образуемые средствавыразительности (см., напр.: Скребнев, 1997).С точки зрения системного подхода к исследованию выразительных средств языка/речи и ихтерминологическому обозначению, целесообразно рассматривать понятия С. ф. и тропа в качествегипонимов (разновидностей) по отношению к родовому понятию (гиперониму) стилистического приема.Отличительной особенностью С. ф. как разновидности стилистического приема является ее относительноформализованный характер (наличие синтагматической схемы, модели). Например, С. ф. являются 1)конструкции с именительным темы, 2) анадиплозис, 3) полисиндетон и ряд других фигур.1. Москва! На картах мира нет для нас подобного, наполненного таким содержанием слова (Л.Леонов).