Честь, совесть и пошлость...
Ложь, предательство и чистая невинность... Именно эти понятия занимают все
мысли, именно над этим задумываешься, ко гда читаешь роман М. Булгакова “Мастер
и Маргарита”. Эти понятия вечны. Они актуальны в любое время, независимо от
моды или от века, как сама жизнь. В каждом человеке есть что-то хорошее,
доброе, и это хорошее и есть Бог, который обязательно существует в душе каждого
независимо от того, верующий он или нет. Роман “Мастер и Маргарита” — это, в
моем понимании, отражение нашей жизни, в которой сплетены вера и неверие, добро
и зло, борьба между такими библейскими понятиями, как свет и тьма, хорошее и
плохое. Булгаков в романе показал свое восприятие новозаветной истории,
применив ее понятия, ее суть к современности, к тем годам, в которых он жил.
По моему мнению, стержнем всего
романа, одним из главных его направлений является проблема вины и расплаты за
вину. Эта проблема стоит перед каждым персонажем книги, как и перед каждым
человеком, а найти ответы, решения этой проблемы можно опять же в романе, в его
новозаветной части. Но в мире созданного Булгаковым романа не существуют
карающей силы: расплата за вину заключена в самой вине. Вина и расплата
совместимы.
Это очень хорошо видно на примере
великого прокуратора Иудеи. Образ Понтия Пилата сложен, он видоизменяется на
протяжении всего романа.
Иешуа предстает перед Понтием
Пилатом, олицетворяющим римское право в Иудее. Но правитель Иудеи болен и слаб.
Он скорее пленник, чем хозяин во дворце Ирода. Болезнь его — символ душевной
целеустремленности, бедности, тревоги. В то утро, когда Пилату предстоит
встреча с Иешуа, он страдает от приступа “непобедимой ужасной болезни, от
которой нет средств, нет никакого спасения”. Страда ния сделали Пилата открытым
к восприятию великого духовного события, каким станет для него встреча с Иешуа.
В течение допроса происходят
возможные для прокуратора события: соотношение судьи и обвиняемого нарушаются,
они как бы меняются местами. Но Иешуа не судит Пилата, а как “великий врач”,
стремится избавить его от физических страданий, принести ему душевное
исцеление. И впервые Пилат столкнулся с недоступной его пониманию нравственной
силой. Его жизненный опыт и мировоззрение сопротивляются речам доброго
“философа” — и все же Пилат незаметно для себя меняется. Меняется его духовный
облик, перед Понтием Пилатом возникает выбор: либо прокуратор спасет
обвиняемого, нарушив закон и свои обязанности, либо отправит на крест “ни в чем
не повинного безумного мечтателя и врача”. В дальнейшем Пилат уступит
первосвященнику и согласится отпустить “жалкого разбойника” Варравана, предав
казни Иешуа.
И тоже неотвратимо, как распятие
Иешуа, пришло “бессмертие” для Пилата, расплата за вину. В “ненавистное
бессмертие” он унесет свою тоску от сознания того, что “он чего-то недоговорил
с осужденным, а может быть, чего-то недослушал”.
Пилат Булгакова и в “бессмертном”
жаждет продолжения диалога с Иешуа. И в том счастливом сновидении, которое
подтвердило, что “казни не было”, он и Иешуа спорят о чем-то очень сложном и
важном, причем ни один из них не может “победить другого”.
Освобожденный Мастером Пилат
стремительно бежит по лунной дороге к тому, кто ждёт его