1.Тема и идея стиха
В стихотворении «Дума» , где поэт критически оценивает, судит свое поколение, живущее в «бездействии» , в безыдейности.
Композиционно мы имеем здесь развитие одной темы — темы поколения 30 х годов. Начиная с конкретной характеристики поколения, Лермонтов в финале выходит на более широкий тематический уровень — след, оставленный этими людьми, в мире, в жизни, роль поколения в истории.
если тема "Думы" - характеристика поколения 30-х годов 19 века, то идея - призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности.
2.Основной конфликт
Поэт предъявляет требования не только бездействующему, пассивному поколению, но и самой эпохе, которая не дает людям раскрыть свои таланты, способности, устремления.
Возникает конфликт не только между «я» и «поколением» , но и внутри самого «я» .
3.Стихотворный размер
С точки зрения жанра стихотворение сочетает в себе черты сатиры и элегии. Стихи здесь становятся декламационными, приобретают ораторский пафос.
5.Художественные средства и приемы
В «Думе» мы находим оценочные эпитеты, придающие стихотворению эмоциональность: «презренные рабы» , «пришлец осиротелый» , «наукою бесплодной» , «надежды лучшие» , «голос благородный» , «холод тайный» , «толпой угрюмою и скоро позабытой» , «насмешкой горькою» . Этой же цели способствует и двойное сравнение: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом» . Образность стихотворения усилена метафорами («В начале поприща мы вянем без борьбы» , «Мы иссушили ум наукою бесплодной») , гиперболой («Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов») .
Обличительные интонации, ораторский пафос стихотворения, публицистичность — все это требовало «высокой» лексики. Лермонтов использует слова «высокого» стиля: «грядущее» , «под бременем» , «презренные» , «поприща» , «прах» , «гражданина» .