В
начале стоит сделать небольшую ремарку, Борис Годунов из опричника стал
государем, что говорит о его уме и дальновидности. В некотором смысле это также
касалось и его умной, но не долгой политики. Напомню, что время его правления
пришлось на 1598 до 1605 года.
Итак,
внутренняя политика имела
демократическое направление.
В
первую очередь, Годунов отказался от политики массового террора. Он поддерживал посадских, и
старался, если не улучшить, то облегчить положение ремесленников и торговцев. Но
даже на фоне этого продолжалось закрепощение крестьянства. Он усилил
зависимость холопов. Например, кабальные холопы больше не имели право на
свободу. Иными словами, они должны вернуть долг и остаться у «хозяина» до своей
смерти. Все наемные работники также становились холопами через полгода работы.
После великих завоеваний Ивана Грозного, Годунов начал масштабное
строительство городов в Поволжье.
Что касается дел религиозных, то он поспособствовал
освобождению православной церкви от формальной зависимости от Византии и Константинополя,
в частности. Для этого в 1589 году он создал институт патриаршества.
Следующим пунктом выделяем его политику в сфере внешней политики, которая была
направлена на укрепление границы и оборонительных сил. Улучшение обороны
особенно коснулось Москвы и города Смоленска, который был лакомым кусочком для
поляков и литовцев.
Исходя из того, что целью Бориса Годунова была оборона, он
избегал всяких и всяческих военных столкновений с пограничными государствами, в
частности с Речью Посполитой. Так случилось 15летние перемирие с Польшей, что
было диковиной в то время. Годунов старался расширять международные связи
дипломатическим путем, потому Россия получила контроль над выходов в Балтию,
Копорье.
Что касается любопытных фактов, то Соловецкий
монастырь при Борисе Годунове был неприступной крепостью.