Пейджер
Пе́йджер — приёмник персонального вызова. Пейджер устроен так, что позволяет получать сообщения, посылаемые по пейджинговой сети. Для того чтобы отправить сообщение на пейджер, надо набрать телефон оператора, сообщить номер или название абонента и продиктовать сообщение.
Первый в мире пейджер выпустила компания Motorola в 1956 году. Первые пейджеры взяли на вооружение сотрудники больниц и менеджеры. Затем пейджерами обзавелись все, кто хочет быть всегда доступным: от священников до девушек по вызову.
Пейджеры в России были достаточно популярны в конце 1990-х годов. В начале 2000-х, в связи с распространением мобильных телефонов и снижением стоимости услуг мобильной связи и SMS, практически исчезли. Тем не менее, в крупных городах и регионах еще действуют в среднем один-два оператора,в основном благодаря перепрофилированию своего бизнеса в call-центры. В настоящее время пейджеры используют, в основном, на радиостанциях и на телевидении для приема сообщений от слушателей и зрителей.
С точки зрения удовлетворения потребности людей в мобильной связи, безусловно, выигрывают средства сотовой связи. Вместе с тем пейджинговая связь по сравнению с сотовой имеет ряд существенных преимуществ:
дешевизна связи;
безопасность (отсутствие передатчика в пейджере, есть только приемник), что затрудняет возможность пеленга местонахождения устройства.
автономность (батарейки ААА, а реже АА хватает примерно на месяц работы пейджера, при средней интенсивности использования).
скорость доставки сообщений из интернета выше, чем скорость доставки SMS из интернета на телефон, в силу меньшей загруженности интернет-гейтов.
возможность использования в местах где стоят «глушилки» или невозможно использование сотовой связи.
С государственных позиций существенным преимуществом пейджинговой связи является экономия частотного ресурса. Так, например, в транковых и сотовых сетях одна частота (с шириной канала 25 кГц) имеет ресурс для обслуживания 25–50 абонентов, в пейджинге — 10–15 тысяч абонентов (в формате POCSAG) и 40–80 тысяч (FLEX).
Так же существует так называемый «двусторонний пейджинг» при котором реализована возможность отправки коротких сообщений непосредственно с абонентского оборудования.