План
1. Вступление. «Герой нашего времени» - центростремительное произведение.
2. Печорин – главный герой романа:
1) прием сопоставления как один из главных в раскрытии образа Печорина;
2) главный герой – фигура романтическая и трагическая;
3) конфликт Печорина с обществом;
4) духовное богатство натуры Печорина, рефлексия как главная отличительная черта этого образа;
5) отсутствие жизненной цели – главная причина страданий героя;
3. Заключение. Печорин – романтический герой, символ «лишнего человека».
Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец.
И то и другое будет ложно.
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
По
своему типу роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - произведение
центростремительное. В центре системы его художественных образов
находится один персонаж – Григорий Александрович Печорин, все остальные
герои располагаются вокруг него, помогая раскрытию этого характера.
На
протяжении всего романа автор сопоставляет Печорина с другими
персонажами произведения, формируя из них пары. Это помогает Лермонтову
отчетливее и полнее показать характер «героя времени», высветить все
нюансы его противоречивой натуры. Так, в романе мы встречаем следующие
пары: Печорин - Максим Максимович («антипод»), Печорин - Грушницкий
(«пародия»), Печорин - Вулич («фаталист»), Печорин-Вернер («друг»),
Печорин - женские образы («любовь»), Печорин - горцы («естественные
люди») и другие.
В результате сочетания в романе многих
новаторских приемов (нехронологической композиции, приема исповеди,
«парного сравнения» героев и т.д.) перед нами встает фигура трагическая,
страдающая, живущая сложной духовной жизнью, страстно жаждущая
обновления: «я чувствую в душе моей силы необъятные...»; «…а все живешь -
из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!»
Однако
мы видим, что всеми обстоятельствами жизни (социально-историческими и
личными) Печорин обречен на бездействие: «Но я не угадал этого
назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из
горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл
благородных стремлений - лучший свет жизни».
Безусловно, этот
персонаж - герой своего времени, времени сомнений и скептицизма.
Лермонтов показывает нам, что в условиях 30-40-ых годов 19 века любые
усилия личности на пути к самореализации оказывались бесполезными, а
отношения личности и общества - антагонистическими.
Конфликт
Печорина с аристократической средой, к которой он принадлежал, очевиден с
первых страниц романа, как очевидно его глубокое презрение к обществу,
превращающему человека в нравственного калеку. «И тогда в груди моей
родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но
холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной
улыбкой. Я сделался нравственным калекой…» - говорит Григорий
Александрович княжне Мери, слагая эпитафию своей полумертвой душе.
Духовное
и интеллектуальное превосходство героя над миром, в котором он вынужден
жить, выливается в форму неприятия этого мира, а самой главной чертой
характера Печорина становится индивидуализм и эгоизм: «Моя любовь никому
не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого
любил: я любил для себя, для собственного удовольствия».
Эти
качества, как мы убеждаемся на протяжении всего романа, не приносят
герою ни счастья, ни удовлетворения. Печорин честно осознает свои
пороки, и его самый суровый нравственный суд обращен на себя самого:
«Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая…»
Вообще,
в «Герое нашего времени» впервые в русской литературе появляется
персонаж, сознательно ставящий перед собой главные вопросы человеческого
бытия - о смысле жизни человека и о своем назначении на земле. Так, в
ночь перед дуэлью с Грушницким Печорин рассуждает: «Пробегаю в памяти
все мое прошедшее и спрашивая себя невольно: зачем я жил? для какой цели
я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение
высокое…». Но собственный приговор судьбе не оставляет возможности для
самоутешения: «...Но я не угадал этого назначения...».
Отсутствие
цели в жизни - в этом один из главных источников трагедии Печорина,
поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность.
Тоскуя по гармонии человеческих отношений, душа этого героя жаждет света
и добра, но не находит себе приюта в мире дисгармонии, социального и
духовного рабства. Единственно возможная форма самореализации, которая
доступна Печорину, - это неприятие обстоятельств, противостояние им и
самопознание. Очень верно отметил В.Г. Белинский, что в герое Лермонтова
«есть тайное сознание, что он не то, чем самому себе кажется...».
Считается,
что Печорин - один из вариантов русского «лишнего человека», уже
известного по роману Пушкина «Евгений Онегин». Но в отличие от этого
персонажа, в Печорине отразилось другое время и другие, принципиально
важные, черты – развитие личностного и общественного самосознания,
рефлексия, желание понять причины своих несчастий, чтобы оставить
потомкам хотя бы этот «горестный анализ».