Мета́фора
(греч. metaphora – перенесение), вид тропа; перенос признака с предмета на предмет на основе ихассоциативной связи, субъективно воспринятого сходства. Метафора используется в художественныхпроизведениях при описании предметов для подчёркивания их малозаметных свойств, для представленияих под необычным углом зрения. Выделяются три основных вида метафор: олицетворение – переноспризнака живого лица на неживой предмет – «Как белое платье пело в луче…» («Девушка пела в церковномхоре…» А. А. Блока); овеществление – перенос признака неживого предмета на живое лицо – «Головлюдских обделываем дубы…» («Поэт рабочий» В. В. Маяковского); отвлечение – перенос признакаконкретного явления (лица или предмета) на явление абстрактное, отвлечённое – «Тогда смиряется в душемоей тревога…» («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова). Известны историческиустойчивые виды метафор, существовавшие в разных национальных литературах определённого периода.Таковы кеннинги (исландское kenning – определение) в поэзии раннего Средневековья: «конь моря» –древнеисландская метафора корабля, «путь китов» – англосаксонская метафора океана. Любая метафорауказанных основных видов может распространиться на весь текст произведения и материализовать своёзначение в виде сюжетных действий, т. е. стать аллегорией. Метафоры чаще встречаются в стихотворнойпоэтической речи; в произведениях, в которых доля вымысла превышает долю фактографичности.Метафора – один из основных признаков фольклорного жанра загадки.