В рекомендательные списки для внеклассного чтения в школах включались
научно-популярные книги по истории, географии, физике, химии,
естественным наукам.
В центре внимания Ибрая Алтынсарина стояли просветительские задачи
школьных и учительских библиотек. По его представлениям они должны стать
подлинным очагом культуры среди населения и поэтому необходимо, как
можно шире использовать их фонды, превратить библиотекив общедоступные
учреждения. Цель библиотекпри школах, по мнению Алтынсарина, заключается
не в том только, чтобы книгами из них пользовались одни учащиеся и
учителя, но чтобы и окончившие курс грамотные люди имели в степи места,
откуда есть возможность брать полезные книги и руководство к дальнейшему
образованию. Он сам снабжал библиотеки книгами и учебными пособиями.
Ибрай Алтынсарин проявлял повседневную заботу о духовном росте учителей,
всячески содействуя повышению их культурного уровня и улучшения их
методической подготовки. Он считал обязательным использование учителями
методической литературы и педагогических журналов и, с этой же целью,
приобретает для них произведения крупных ученых и виднейших педагогов,
тщательно изучая и снабжая своими отзывами.
Например, для учителей Гурьевской области, им выписывались журналы
«Семья и школа» и «Народная школа». Для школьных библиотекприобретались
такие книги, как «Педагогика» Бобровского, «Систематический обзор
народной учебной литературы», «Великая дидактика» Коменского, «Родной
язык» Бунакова, «Наш друг» Корфа, «Земная суша и океан» Реклю.
В русско-казахских школах в 1880-1883 гг., наибольшим успехом
пользовались учебники Бунакова – букварь и книга для чтения «В школе и
дома».
«Изыскивать же способы к обогащению вообще библиотекцентральных училищ я
не перестаю и надеюсь, рано или поздно, поставить оные на хорошую
ступень, чтобы они могли более или менее удовлетворить потребность
грамотной части казахского народа заниматься чтением и самообучением» -
писал Алтынсарин в одном из своих писем.
Таким образом, Ибрай Алтынсарин стремился сделать школы и библиотеки
очагом культуры и просвещения казахского народа. Под его руководством в
подведомственных ему учебных заведениях сложились хорошие традиции по
использованию библиотечных фондов в учебно-воспитательной работе.
По имеющимся статистическим данным на 1 января 1914 года на всей
территории Казахстана уже насчитывалось 139 библиотекс общим книжным
фондом 98 тысяч томов. В это число входили все общедоступные
библиотекитипа массовых, независимо от ведомственной принадлежности.
Больше половины всей литературы – 50300 томов приходилось на долю 44
городских библиотек и только 47700 книг находилось в 95
библиотекахсельской местности. И в том была непосредственная заслуга
великого Ибрая!