Начало правления Александра I
Первыми шагами Александра I после прихода к власти стала ликвидация
последствий антидворянского курса, проводившегося Павлом. Новый
император торжественно объявил, что будет править «по законам и по
сердцу бабки своей» — Екатерины Великой. Была объявлена амнистия всем
пострадавшим от преследований при Павле, смягчена цензура, отменены
запреты на ношение французской одежды, восстановлена в полном объеме
Жалованная грамота дворянству.
Екатерина II действительно оказала большое влияние на формирование
личности Александра. Именно она, а не отец, руководила его воспитанием и
образованием в духе просвещенного абсолютизма. Воспитатель наследника
швейцарец Лагарп привил ему симпатию к либеральным идеям. В молодые годы
Александр нередко заявлял о намерениях учредить конституционное
правление и освободить крестьян от крепостного права, когда придет к
власти. Вокруг него сложился кружок близких друзей, которые стали его
сподвижниками в первые годы царствования:
А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев, П. А. Строганов, В. П. Кочубей и
др. Кружок получил название «Негласный комитет». Он не имел никаких
формальных полномочий в системе власти, однако играл важную роль в
принятии политических решений. Вместе с товарищами по Негласному
комитету Александр I в начале 1800-х гг. осуществил ряд преобразований:
в крестьянском вопросе — принят указ «о вольных хлебопашцах» (1803
г.), который предусматривал право помещиков освобождать своих крестьян
за денежный выкуп; запрещалась публикация в газетах объявлений о
продаже крепостных крестьян без земли и раздача помещикам
государственных крестьян;
реформа органов государственной власти — замена коллегий
министерствами, основанными на принципе единоначалия; превращение
Сената в высший судебный орган, контролирующий деятельность местных
властей;
развитие системы образования — создание университетов в Петербурге,
Казани, Дерпте, Вильно, Харькове; установление принципа преемственности
образования (одноклассные приходские училища, уездные училища,
губернские гимназии, университеты); повышение доступности низших
ступеней образования; создание привилегированных лицеев в Ярославле и
Царском Селе.